Деревце

01

Цели: Развитие самосознания;  формирование ощущения ответственности за то, что происходит  в жизни в результате нашего вмешательства.

Возраст:  подростковый.

Описание: …И вот снова наступает весна. Пробуждается  природа,  всё кругом жизнелюбиво стремится к свету, к новому дню. Каждая новая весна особенная, ей присуще своя атмосфера, некое очарование, в которой рождаются свои весенние истории. Вот и сегодня одну из таких историй я хочу тебе рассказать.

 

Деревце (С. Флоринская-Колбасова)

Как-то раз на прогулке один мальчик увидел тоненький зеленый росток, тянувшийся из земли навстречу солнцу: настолько крохотный, что в солнечных лучах казался прозрачным, а зарождавшийся первый листочек и вовсе был еле заметен. Мальчик опустился на колени и долго смотрел, пытаясь угадать в этой крохе цветочек – интересно, каким он вырастит? В памяти красочными картинками всплывали цветы – какой же из них?! И вдруг его пронзила мысль: «а ведь это росточек на самой тропинке, вон, рядом с ним уже и следы от чьих-то сапог!  Ещё чуть-чуть и его  точно кто-нибудь  раздавит! Нет, я не допущу этого, спасу от неминуемой гибели!». Очень аккуратно при помощи найденного рядом прутика, мальчик выкопал росточек и бережно положил на ладонь, а придя домой посадил в горшок: «Вот, совсем другое дело! Теперь он в безопасности, а позже я его пересажу в какое-нибудь укромное место на улице».

Шли дни,  росточек набирался сил. Каждое утро юный ботаник перво-на-перво подбегал к подоконнику и пристально рассматривал росток, и только потом уже шёл умываться, завтракать  и собираться в школу.  Мысли о своём зелёном подопечном не покидали его целый день и придя  вечером домой он вновь бросался к подоконнику. И однажды  произошло то, что так ждал мальчик! Первый листочек раскрылся, и он узнал в нём…

– У меня настоящее дерево! Моё дерево! У меня растёт дуб! – разнеслись восторженные крики по всей квартире!

Мальчуган не находил себе места от переполнившего его счастья. Кто бы мог подумать, из малюсенького росточка  будущее дерево-красавец, дерево-великан! Вот это да!  Никогда раньше он не имел возможности чуть ли не по часам наблюдать развитие дерева, а теперь  оно тут, совсем рядом, в его комнате – настоящее чудо!

Можно было бы предположить, что такой бурный восторг сменит в скором времени спокойствие, или даже равнодушие, как порой случается, но нет, для мальчика это событие  стало действительно  особенным. Всей душой он прямо таки прикипел к росточку,  к своему пока ещё очень маленькому деревцу и  трепетно ухаживал за ним, заботился и мечтал. Мечтал о том, что когда-нибудь это деревце станет высоким-высоким и своими ветвями потрогает облака, а ствол его станет настолько широким, что за ним можно будет спрятаться вместе со всеми ребятами из школы.  Он даже на улице смотрел  теперь на деревья иначе, затаив дыхание от восторга и бесконечно фантазируя о том, как стремительно дубок будет расти. А однажды мальчуган даже  уговорил маму поменять  миниатюрный пластиковый горшочек на очень большой, керамический, в котором поместились бы  и целая тысяча росточков – так ему хотелось скорее приблизить тот день, когда дерево покажется во всей своей красе! И росточек тоже старался – с каждым днём листочков становилось больше, а стебелек поднимался всё выше и игриво покачивался, словно симпатичный маленький жирафик.  Потом появилась первая веточка – тут уж у всякого пропало бы любое сомнение, это было настоящее изящное молодое деревце! Дни, недели, месяцы сменяли друг друга на календаре,  менялся пейзаж за окном. Вчера, казалась, всё утопало в зелени, а сегодня уже желтые, красные  осенние листья научились летать и  кружась в замысловатом танце встречали  зиму. Первый год, второй – какой дубок уже большой, сколько  новых веточек и листочков! Но всё-таки ему, наверно,  будет так тяжело на улице. Ещё чуть-чуть, ещё немного  – пусть станет более высоким, пусть листочки станут крупнее…

***

После грозы в воздухе воцарилась удивительная свежесть. Чуть уловимый ветерок скользил по лицу, дышалось полной грудью,  а музыка природы наигрывала свой мотив. Щебетание птиц, шелест листвы, редкие капельки дождя – всё это очаровывало, и мысленно уводило в какие-то дали, туда, где бы хотелось остановить мгновение, задержаться, что бы потом вернуться назад полными новых сил и надежд.  По улице шёл мальчик чем-то очень опечаленный, изредка останавливаясь и поднимая грустные глаза на макушки деревьев – как высоко, аж, голова идёт кругом. Медленно добредя до своего дома и поднявшись  по лестнице, он зашёл в квартиру. В комнате на подоконнике стоял большой горшок и подойдя к нему, мальчик уныло потрогал листочки дуба…Они были совсем сухие, как и все веточки. Слёзы покатились по щекам мальчугана большими горошинами, а вместе с ними приходило некое опустошение. В конец вымотанный своими переживаниями, он опустился на край постели  – перед глазами всё плыло, в голове звучало: «Как я был не прав… И почему только я вовремя не посадил дубок  на улице…Я же хотел спасти его, а выходит – сам же и погубил!»

Неожиданно мальчик вскочил с постели и ещё раз подбежал к дереву, поднёс к нему фонарик и тщательно принялся рассматривать листочек за листочком, веточку за веточкой. И неужели? Да-да, малюсенькая почка, новая жизнь, новая надежда! Схватив в охапку горшок с деревом, он выбежал на улицу и что есть силы, устремился  по аллеи к парку. И вот,  наконец, дубовая роща распахнула невидимые двери. Со всех сторон обступили его могучие деревья – до чего же статные и красивые! Казалась, они улыбаются и ждут своего юного друга. Мальчик аккуратно посадил деревце и отошёл в сторонку, старясь отгонять от себя мысли о пустом подоконнике, где больше не будет полюбившегося деревца; пытаясь не замечать, как предательски выскальзывают  слезинки из под ресниц. Он всем сердцем продолжал верить в то,  что однажды увидит, как деревце станет высоким-высоким и своими ветвями потрогает облака…

 

После того, как вы прочтете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:

– Понравилась ли она ему? Что он отметил для себя?

– Какие чувства двигали мальчиком, когда он решил забрать росток к себе домой?

– Спросите ребёнка, а как бы он поступил, если бы оказался  на месте мальчика?

– Всегда ли желание оградить и уберечь от невзгод приносит пользу?

Примечание

В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно встретить такие слова: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза стала уже крылатой – так часто её можно услышать из уст людей. И это неспроста. Все мы связаны друг с другом невидимыми нитями, порой даже такими, которые могут сразу не осознаваться. Но в определённых обстоятельствах всё меняется, и мы в полной мере осознаём, насколько важны какие-то наши слова, поступки, устремления, какое влияние они могут оказывать. Уже с детских лет мы должны формировать в ребёнке ощущение его сопричастности к тому, что происходит в жизни, чтобы он рос в атмосфере отзывчивого, трепетного отношения к тому, что окружает и, главное, понимал, что порой его поступки могут привести к таким последствиям о которых он даже не предполагал.

© С. Флоринская-Колбасова

 


© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru
Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей” Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Рейтинг@Mail.ru