Дяба

 

Цели: развитие воображения, самовыражение через творческую деятельность, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры.
Описание упражнения:  «Знаю, что у тебя есть (была) любимая игрушка, она действительно замечательная. И я очень рад/а, что однажды она у тебя появилась и теперь столько значит (значила) в твоей жизни.  У меня тоже в детстве была любимая игрушка. А сейчас давай послушаем с тобой одну сказку».

 

  ДЯБА (С. Флоринская-Колбасова)



В небольшой квартире на одной из книжных полок жил Дяба – маленький игрушечный зайчик. Точнее, Дябой он стал гораздо позже, а  вначале был  простой безымянной игрушкой, которую как сувенир подарили хозяевам квартиры их друзья на Новый год. В тот год (год кролика по китайскому календарю) вообще много кто дарил друг другу такие вот ни к чему не обязывающие сувениры – символы наступившего года. И потом какие-то из них становились «передаренными», какие-то пылились в ящиках столов, шкафов, а каким-то досталась более благодарная учесть – их действительно оставляли как символ наступившего года и относились соответствующим образом.
У зайчика, о котором идёт речь, оказалась достаточно счастливая судьба. Его «не передарили» кому-то другому, как ненужную безделушку и не засунули в дальний ящик – его жильём стала красивая книжная полка. Каждый, кто приходил в гости, мог теперь не только посмотреть что за книги, журналы есть в этом доме, но и увидеть зайчика, сидевшего на самом видном месте. С одной стороны, зайчику было интересно следить за тем, как протекает жизнь его хозяев, смотреть на новых гостей, слышать разговоры и даже очень приятную музыку, которую порой включали в комнате. Но с другой стороны, ему было не очень-то весело: совсем не с кем поиграть, а его соседи, книги — такие неразговорчивые! А однажды ему стало просто нестерпимо грустно. Дело было одним воскресным днём. Пришли гости и среди них одна пожилая женщина. Она долго и изучающе смотрела по сторонам, с интересом оглянула книжную полку и вдруг взяла с неё зайчика. Нашему игрушечному другу показалось, что душа уйдёт в пятки – толи от страха, толи от ощущения чего-то чудесного. А женщина тем временем посадила зайчика себе на ладонь, поднесла к губам и прошептала: «Какой же ты хороший, милый зайчик…В точь-в-точь  как зайчик из моего детства….». И нежно погладив его по ушкам, посадила обратно на полку.
Как же ему тогда стало грустно! Невообразимо, нестерпимо, непередаваемо… Но пришёл новый день и привычный ритм игрушечный жизни неумолимо стал вытеснять то солнечное вкраплений другой жизни – тёплой, овеянной чьим-то счастливым детством. Та гостья, что невольно впустила лучик чего-то нежного и прекрасного больше не приходила, а другие гости были слишком заняты собой или своими друзьями, чем тем, что их окружает.
Но наверно так прекрасно устроен Мир, что даже крупица чего-то Доброго не может исчезнуть бесследно. Однажды в жизни зайчика произошло нечто очень важное.
В доме появился маленький человечек! Он лежал в маленькой кроватке и сладко сопел. Не сразу зайчик  угадал в нём будущего друга (хотя  опредёлённо он ему понравился). Малыша одевали в смешные распашонки, и порой он сам напоминал игрушечного пупсика. Время стало лететь незаметно. Как же много стало звучать в квартире смеха, песен! Но для зайчика  судьба приготовила ещё более ценный подарок.
Прошло два года с того момента, как в доме впервые раздался детский смех и вот уже кроха весел бегал и прыгал по комнате. Он был чрезвычайно любопытен и просовывал свои маленькие пальчики — указочки всюду куда можно и нельзя. И вот, как-то он попытался стянуть с полки один красочный журнал, а на него случайно свалился…зайчик.
«Вот так находка!» — подумал малыш, взяв его в руки.
«Вот так свезло!» — подумал, зайчишка, греясь в ладошке у малыша.
Была ли эта та самая минута, когда родилась Дружба, или это произошло позже – наверно и не столько важно.
Из подаренного когда-то сувенира зайчик превратился   в настоящего мягкого друга, у которого, как и у  любого из нас, есть своё имя. Его назвали – Дяба. С тех пор можно часто было услышать: «Дяба пошли кушать», «Дяба пошли спать», «Где мой Дяба, я скучаю».
Дяба больше не жил на одной из книжных полок, не встречал гостей, одиноко сидя среди книг. Дяба был теперь Другом.  И мечтал теперь только об одном. Пусть, когда пройдёт время и мальчик вырастет, он, Дяба —  навсегда останется  для него тем самым хорошим, милым зайчиком из счастливого детства.

После того, как вы прочтете или расскажите ребенку сказку, поговорите с ним:

— Понравилась ли она ему? (что запомнилось больше всего и почему).
— Подробно расскажите  о том, что для Вас значат воспоминания о детстве, любимых игрушках. Возможно, Вам захочется рассказать какую-то историю. Это было бы прекрасно!
— Попробуйте вместе с ребёнком сочинить небольшую сказку о  любимой игрушке.
— Сделайте вместе с ребёнком рисунок по придуманной Вами сказке.
Примечание

Во время беседы постарайтесь затронуть нечто важное из жизни Вашего ребёнка. Можно предложить ему рассказать своей игрушке о какой-то недавней своей обиде или радости. Покажите, как это можно проиграть. Допустим, можно самому «спросить» разрешение у игрушки рассказать ей что-то из своей жизни. И «получив» согласие – рассказать. А потом предложить сделать также  своему ребёнку.
Во время сочинения собственной сказки (рисования рисунка), следует обращать внимание на то, как именно разворачивается сюжет. Решающее слово при этом всегда должно оставаться за ребёнком (даже если Вас что-то насторожило и не понравилось). Просто в заключении Вы можете озвучить свои чувства, спросить ребёнка, почему это было именно так и постараться понять и  принять.  На этом этапе важно то, что чувствует и показывает ребенок именно здесь и сейчас.
— можно предложить придумать разные варианты одной и той же сказки (рисунка), и даже предложить свой личный вариант и спросить потом, чем он понравился или не понравился ребёнку.
Совместная творческая деятельность с ребёнком – это всегда в чём-то Открытие во взаимоотношениях. И необходимо внимательно, бережно и главное с искренним интересом к ней относится и стремится это открытие для себя сделать.

© С. Флоринская-Колбасова


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru