Предназначение

 Цели: развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст:  школьный.

Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).

Описание: Сегодня я хочу поговорить с тобой  о том, что у каждого из нас есть своё предназначение – нечто важное, что нам сначала необходимо открыть в себе, а затем развивать. И главный ключ к этому — способность слышать себя, разбираться в своих желаниях и чувствах.

 

  Предназначение (С. Флоринская-Колбасова)

Наступила весна, которую все ждали с нетерпением. Несмотря на то, что календарь давно оповестил о том, что зима закончилась – весна почему-то не спешила вступать в свои права.  Был апрель, а снег ещё лежал на улицах города. И вот, наконец, воздух наполнился весенней свежестью, которая после стольких зимних дней так дурманит голову;  теперь уже перед согревающими лучами солнца  не устоял снег и почтительно растаял, весело зажурчали ручейки, запели птицы и появились зелёные молодые листочки на деревьях. Всё дышало весной и наполнялось радостью.

Большой старый клён тоже радовался. Конечно, это была его далеко не первая весна, но всякий раз в душе у него словно просыпалось маленькое солнышко, которое начинало греть  и подниматься откуда-то изнутри и затем встречалось с лучами настоящего солнца.  Ещё его всякий раз умиляла зелёная детвора – юные листочки, родившиеся на его ветках. Частенько он прислушивался к их незатейливым разговорам, шуткам, которые летели со всех сторон, создавая атмосферу лёгкости и доброй беззаботности. Но вот однажды до него донёсся разговор двух листочков, который сильно отличался от других. Клён прислушался.
— И всё же свобода, когда чувствуешь порывы ветра, дождь, когда купаешься в лучах солнца намного лучше чем превратится в какую -то детскую поделку и стоять в душном помещении на пыльной полке… — говорил один их листочков.
— Ты не прав. Ведь всё равно невозможно вечно остаться на дереве, когда-то  нас с него сорвёт ветер, мы полетим на землю, а потом станем грязными и некрасивыми, и о нас ни кто не вспомнит. Толи дело перевоплотится  во что-то красивое – например, в осенний букет, который люди делают из  листьев! – не соглашался другой.
— Ну, и что твой букет? Он что ли вечный? Сделают, полюбуются и выбросят! Чего хорошего, не пойму?! Пусть ветер сорвёт, куда-то унесёт – но это всё равно свобода! Как ты можешь добровольно хотеть отказаться от  неё?
Дело в том, что  клён, на котором росли эти листочки, стоял возле детского сада.  В окно  была видна одна из групп, где стояли на полках стеллажа разнообразнейшие детские поделки. Были среди них и прошлогодние поделки из осенних листьев.  Они то и стали причиной спора наших листочков. Заметив их однажды, они задались совсем не шуточным вопросом – вопросом жизни. Не один день спорили они между собой, и старый клён на правах старшего хотел уже было вмешаться – поговорить, дать совет…Но в какой-то момент вдруг передумал. Он решил – до осени ещё очень далеко, листочки  неопытные, так пусть порастут, мир посмотрят да себя покажут. А там глядишь, совсем и иначе всё будет.  Промолчал клён, но про эти листочки с тех пор не забывал. Он видел, как листочки встретили свой первый дождь, свою  первую радугу, как впервые пережили серьёзное испытание – был ураган. Многих их собратьев унесло в неведомые края, а вот они выдержали напор ветра и остались с ним, с клёном. Радовался за листочки, когда в их тени свила гнёздышко одна маленькая симпатичная птичка. Клён всячески следил за судьбой своих  юных подопечных,  оставаясь хоть и молчаливым наставником, но готовым  в любой момент прийти на помощь.

Дни быстро сменяли друг друга, миновала уже весна, заканчивалось лето.  Листочки были уже давно взрослыми большими листьями, готовыми вот-вот примерить свои осенние наряды. И казалась тот их спор, давно позади и даже стёрся из памяти, но как только наступила осень, и они надели свои новые наряды (один из них  стал красным, другой был жёлтый) – они опять заспорили.
— Неужели ты так и не одумался и по-прежнему желаешь упасть скорее на землю, что бы тебя подобрали и превратили в какую-то поделку? Какой-то эпизод праздника  что бы затем выкинули как простой ненужный мусор? – возмущался красный.
— Почему ты не хочешь   упасть вместе со мной и попробовать в свой жизни нечто другое (пусть и не на долго)? Зачем бездарно  лежать  где-нибудь в самой грязи – скрученным, коричневым, без былого изящества или висеть одиноко на голой ветке дерева? – удивлялся жёлтый.
— Друзья мои! – не выдержал в этот раз старый клён, — но, что же вы в самом деле? Право же, ну, прекратите ссориться!  Вот увидите, наступит та самая минута, когда вы оба поймёте, что нужно именно вам. И никого не слушайте, слушайте только свои устремления, которые идут из глубины души! Оглянитесь же вокруг – как красива осень! Посмотрите на себя – как прекрасны вы!  И время каждого из вас ещё наступит,  вы поймете своё предназначение.
Действительно как вокруг было красиво! Осень в своём золотом убранстве вся светилась и переливалась в лучах солнца! Начались первые осенние листопады-хороводы, когда разноцветные листья срывались с деревьев и кружились в своём чудесном танце! Дети звонко смеялись!  Хоть бы подольше не было дождей – подольше удержалась столь замечательная пора!
Наши два листочка затаив дыхание любовались всем происходящем, пару раз они вдвоём даже чуть не сорвались с дерева и не полетели вместе с пролетающим мимо хороводом – столько чувств вдруг нахлынуло на них!
Так прошёл сентябрь и начало октября.  В середине месяца, когда уже земля была покрыта густым разноцветным ковром, поднялся ураганный ветер. Он задувал так, что клонило к земле даже некоторые деревья, а листья словно стайки птиц взмывали в небо. Сначала наши листочки крепко-крепко держались друг за дружку и за старый клён. Но потом неожиданно один из них воскликнул:
— Мне пора!  Удачи тебе! – и с новым порывом ветра он взлетел высоко-высоко в небо,  закружился! Его долго носило из стороны в сторону и, наконец полностью обессиленного занесло в приоткрытую форточку одного из домов. Он отдышался и посмотрел в окно  на старый клён. На нём в самом верху среди ветвей из-за всех сил держался красный листочек. Их  с другом разделяло с одной стороны расстояние, а с другой сближало ощущение, что сейчас каждый из них начинает нечто важное в своей судьбе.
Ветер стих, воцарилась спокойствие.
Наш жёлтый листочек был в руках у одного маленького мальчика, который вместе с родителями приготовился делать аппликацию для детского сада. Это ли его предназначение? Этим вопросом даже не задавался жёлтый листочек, он просто это чувствовал и знал наверняка – да!

Он смотрел в окно и видел, как его друг спустился чуть ниже – изрядно поистрепавшийся, потерявший свой яркий цвет, красоту – он прижался крепко-крепко к мощному стволу старого клёна, ветки которого его обхватили, что бы ни один порыв ветра не смог его унести. Он улыбнулся – у друга всё же получилось не улететь! Он на свободе, на дереве, а значит, тоже  счастлив!

После того, как вы прочтете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
— Понравилась ли она ему? Что он отметил для себя?
— Знакомы ли ему размышления, затронутые в этой сказке (сравнивал ли он свою жизнь с жизнью сверстников, «рисовал» ли когда-то в воображении своё будущее и каким он его видит).
— Судьба какого из листочка ему показалась ближе (почему именно), если ни того и ни другого, то продумайте ещё вариант, как могли бы развиваться события.
— Совместно с ребёнком разберите несколько биографий известных людей и порассуждайте о жизненном предназначении каждого из них.
— Предложите ребёнку нарисовать картину под названием «Я счастлив, когда ( …)». В скобках постараться дать объяснение, того, что делает ребенка счастливым. Если ему самому трудно определиться, что в данный момент приносит ему счастье, то попробуйте нарисовать совместный рисунок на эту тему «Мы счастливы, когда( …)»

 

Примечание
Наверно, каждый человек в той или иной мере хотя бы однажды чувствовал в себе внутреннею потребность понять — нашёл ли он своё предназначение, удалось ли стать тем, кем хотелось бы, получилось ли обрести счастье.
Своего рода подведение некой черты, итога. И как горько порой бывает в такие моменты осознание, что драгоценные секунды, минуты, часы, дни ты жил по сути не своей, а чужой жизнью.
К сожалению, все мы отчасти связаны невидимыми нитями (социальными рамками, стереотипами, чувством долга, вины и пр.), что мешает познать гармонию с самим собой. Какие-то стороны нашего Я несправедливо забываются, а в душе воцаряется какая-то непонятная пустота. А ведь каждая грань личности заслуживает нашего к ней внимания, признания и любви.
Вот почему так важно вовремя определить приоритеты в жизни, услышать свой внутренний голос, полюбить себя. И если не получилось сделать это раньше, то у нас  всегда остаётся шанс запрыгнуть в вагон уходящего поезда времени,  нужно только захотеть им воспользоваться.

И именно от нас,  родителей, во многом зависит то, каким образом наш ребёнок начнёт выстраивать отношения с самим собой и с окружающими его людьми:
—  научится ли он слышать свой внутренний голос;
— сможет ли выбрать для себя то, что отвечает его душевным потребностям;
—  получится ли отстоять своё мнение, не ущемив при этом интересы других людей;
— сможет ли найти именно своё место в жизни, своё настоящее предназначение.
Часто родители из лучших побуждений стараются сами «настроить» жить своего ребёнка на правильный (как им кажется) лад. Причём в вопросах существенных, действительно определяющих жизнь. Как, например, профессию, и даже создание семьи. В то время, когда каждый из нас достоин того, что бы смело  сказать самому себе: это мой выбор и я счастлив.
Так давайте дадим друг другу тот самый шанс – шанс построить свою жизнь согласно нашим душевным устремлениям.

© С. Флоринская-Колбасова


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51

Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.