Цели: Осознание индвидуальности, повышение уверенности в себе, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: старший дошкольный, школьный.
Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой)
Описание:
Когда мы с тобой на улице кормим воробьёв — то можно сначала запутаться… Смотришь на них, а они всем словно одинаковые… Но стоит приглядеться и уже удивляешься самому себе: как можно было не заметить сразу? Они ж все разные! Вон, один, нерасторопный воробушек выронил свой кусочек хлеба, а бойкий сосед уже схватил его и улетел. А те несколько воробьёв, которые, то ли из-за осторожности, то ли потому что сыты – сидят в сторонке и о чём-то своём чирикают? Кто-то из них помельче, кто-то по крупнее, и оперение…Хоть и серенькие, а оттенки разные! Стоит только приглядеться, и мы уже стараемся подкинуть кусочек хлеба тому самому воробушку , у которого не получилось скушать свой первый кусочек или стараемся «подманить» воробьёв, которые в стороне. И вот за кого-то мы уже переживаем, кто-то нас умиляет! А про одного из воробушков, я хочу тебе рассказать сейчас сказку.
Воробушек (С. Флоринская-Колбасова)
Под крышей одного из домов в уютном гнёзде жил с мамой и папой маленький воробушек по имени Чик-Чирик. Окружён он был большой любовью и заботой: с ним часто играли, рассказывали сказки, готовили вкусные лакомства и говорили, что он самый-самый любимый, хороший и неповторимый. Чик-Чирик тоже радовал своих родителей – был послушным, добрым и жизнерадостным. Когда же он подрос и научился летать, а не просто размахивать своими крылышками — тогда он вместе с родителями впервые перелетел порог воробьиной школы. Там ему предстояло обучаться всем воробьиным премудростям.
Чик-Чирик с нетерпением ждал этого дня. Накануне вечером он с удовольствием сложил цветные карандаши и альбом для рисования в яркий портфель, долго чистил каждое своё перышко и с гордостью смотрел на новую красивую жилетку, которую ему купили по такому торжественному случаю. Но почему, как только скрылись за порогом родители – ему вдруг стало так одиноко и захотелось сжаться и превратится в маленький серый комочек? И почему, несмотря на весёлых воробушков, шумною гурьбою окруживших его, так хочется домой? Этого он не понимал, и сдерживал слёзы, которые наворачивались на глаза. Всё то время, что он пробыл в школе – он ощущал себя абсолютно несчастным, и только когда за ним прилетели родители, он смог с облегчением раскрыть крылья, выпрямится и улыбнуться!
Весь вечер Чик-Чирик был сам не свой. Родители, конечно, заметили перемену в нём…Обычно разговорчивый и жизнерадостный, он сидел теперь на краешке гнезда и грустно смотрел на облака, который проплывали по небу. В какой-то момент они попытались поговорить с ним, но он заупрямился, и они решили пока отложить разговор.
Но следующий день в школе для Чик-Чирик был таким же тяжёлым, даже в чём-то тяжелее первого…На переменке, когда все воробушки весело прыгали с кустика на кустик, он вдруг задумался: « А ведь я такой же как и они — серо-коричневый воробей…А мама с папой говорили, что я особенный. Чем же? Вон, такая же голова, шея, пёрышки…Да, ещё и имя дурацкое…Чик-Чирик…Но, что это, правда, за имя? Все воробьи чирикают – Чик-Чирик…И не понять, то ли это они между собой, то ли это меня зовут…Вот, совсем другое дело, местная знаменитость — Белая Ворона из соседнего двора. В отличие от других ворон она щеголяет в белоснежном оперенье и похожа на какую-то редкостную птицу, случайно оказавшуюся в наших краях. Все на неё обращают внимание, а она вышагивает с гордо поднятой головой. А уж, когда крылья расправит…Ей точно не бывает грустно и одиноко! Столько внимания…Эх, и повезло же ей!».
И вдруг в головке нашего воробушка созрел замечательнейший, по его мнению, план. Он даже подпрыгнул от радости! Бочком, тихо-тихо, он выскользнул из школы и полетел в расположенный по соседству красивый парк, каждый уголок которого был хорошо ему известен. В этом парке ему разрешали родители гулять одному, а ещё там было множество кормушек, вокруг которых постоянно собирались птицы со всей округи. Но сегодня нашего воробушка интересовала еда в последнюю очередь. Он знал, что в дальней части парка шёл ремонт и устремился именно туда. Подлетев совсем близко, он чуть не поранил себе крылья острыми гвоздями, угрожающе торчащими из досок. Поэтому стал двигаться более аккуратно, с трудом приподнял доски и увидел на земле то, ради чего и был проделан этот путь – банку с белой краской.
Победа! — воскликнул он, и не раздумывая вывернул содержимое банки на себя. — Фу, и гадкая же она! Ну, что поделаешь…
Краска легла толстым слоём и он походил на снеговик. Не с первой попытки он смог сделать взмах крыльями, а уж когда полетел, то думал, что рухнет камнем на землю. Из последних сил он добрался до школы, но в душе очень довольный. Теперь он белый воробей! Пришлось, конечно, помучиться, да ещё теперь и подождать придётся, пока краска окончательно высохнет, да ещё и этот запах…Но зато какой эффект! Сейчас все будут ошеломлены столько чудесным перевоплощением!
Как можно непринуждённей он влетел в птичий двор, где ещё играли другие воробушки, потом тишина, ещё минута другая…И двор просто взорвался от смеха, а бедные воробьи-учителя схватившись за головы заохали и заахали. Всё поплыло перед глазами у нашего воробушка, ему хотелось провалиться сквозь землю прямо сейчас, или взлететь в небо высоко-высоко и лететь-лететь куда глаза глядят и покуда хватит сил!
Он уже не замечал, что находится в тазу с водой, весь в пене. Слёзы текли ручьём и перемешивались со струящийся из крана водой. Ему было очень плохо и он больше всего на свете сейчас хотел домой…
…
Дом – наша крепость. Не зря из давно об этом говорят. Так и Чик-Чирик, оказавшись наконец дома, почувствовал себя защищено несмотря на то, что тоже долго заливался горькими слезами. Но пролитые слёзы среди родных дают освобождение от обиды: выплакавшись и услышав слова утешения, становится легче на душе. Когда Чик-Чирик перестал плакать, он вдруг почувствовал себя обессиленным и заснул под крылом мамы. А когда проснулся, то увидел, что и мама и папа по-прежнему рядом с ним. И ему вдруг захотелось рассказать всё-всё! Почему в первый день из школы он пришёл такой грустный, почему убежал и вылил на себя краску…
— Мам, пап…я хотел стать белым воробьём – робка произнёс он.
— Со слов учителей у тебя это прекрасно получилось! – улыбнулся папа, — чёрными были только глаза.
— Просто, я хотел быть как белая ворона из соседнего двора, она необыкновенная…Белая, красивая, другой такой во всей округе больше нет! Вы говорили, что я особенный – но это не так! Мам, пап – они все такие! Весь двор! Серо-коричневые воробьи…И я серо-коричневый воробей…Если б я был белым, то меня б все выделяли, у меня было б много друзей…
— Ну, да, твои бабушки с дедушками тоже серо-коричневые воробьи, и мы с папой и ты… — спокойно сказала мама. — Но послушай, разве мы все одинаковые? Может во внешности и много сходства, но мы разные душой. Нет двух одинаковых воробьев, которые бы одинаково чувствовали, думали, говорили…Да, и касательно Белой Вороны… Мы с твоим папой росли с ней в одном дворе, и знаешь, на её долю выпало не мало испытаний. Её много дразнили и обижали как раз из-за того, что она была совсем не похожа на других ворон. Наверное, она с удовольствием бы тоже вывернула на себя банку с краской, только серой. Она ведь наоборот хотела стать обычной, думала, что именно это ей поможет найти друзей.
— Думаешь? – воодушевился Чик-Чирик.
— Уверен. – подтвердил папа. — Но она нашла в себе силы остаться такой какая есть, проявить себя и теперь ей почёт и уважение. Ведь нет ничего хуже, чем пытаться стать тем, кем не являешься. И она не в цвете перьев. А теперь пора действовать. Если ты хочешь выделяться и иметь много друзей – прежде всего ты должен быть интересным. Ну-ка рассказывай, во что в школе играют воробушки на переменке. Мама, помогай, доставай все наши книжки.
Весь день Чик-Чирик вместе с родителями разучивали новые интересные игры, стишки, шутки-прибаутки, настроение у всех был отличное – море смеха и идей! Никогда раньше не было в их семье столько веселья. Но главное, придя в школу на следующий день, Чик-Чирик действительно всех удивил. До этого скромно и грустно сидевший в уголке, он стал вдруг показывать новые игры сначала двум другим воробушкам, а потом к ним присоединились и все остальные. Со временем история с белой краской забылась, а вот то, что Чик-Чирик — душа компании, это знал каждый.
ОБСУЖДЕНИЕ
После того, как вы прочитаете/расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
— Понравилась ли ему сказка и её главный герой – маленький воробушек Чик-Чирик?
— Чик-Чирик хотел стать белым как знаменитая Белая Ворона и даже облился для этого краской. Для чего он это сделал?
— Чичик-Чирик переживал из-за того, что он ни чем не отличается от других воробьев — хотел стать особенным. Белая Ворона когда-то страдала, что не похожа на своих товарищей. Что же потом поняли Чирик-Чирик и Белая Ворона?
-После обсуждения сказки, включите музыку и вместе с ребёнком попробуйте нарисовать иллюстрации к ней. Какие они будут (какие эпизоды хотелось бы раскрыть?)
ПРИМЕЧАНИЕ
Каждому человеку необходима любовь:
— любовь к самому себе, когда признаешь себя, принимаешь и любишь;
— любовь, которой окружают нас родные и друзья, создавая тем самым волшебную атмосферу, когда чувствуешь себя поистине счастливым человеком;
— любовь к этому миру в целом – людям, природе, всему тому, что окружает…
Любовь многогранна и когда получается насладиться каждой из её граней – рождается Гармония. Но достижима ли абсолютная гармония? Или всегда существовало, существует и будет существовать какое-то «но»…для каждого своё?
Если это так, и всегда будет та или иная преграда — в наших силах поставить перед собой цель, становится лучше, а не опускать руки. Это не легко, и порой требует от человека уймы затрат – физических и душевных. А если перед нами ребёнок? Он только в начале своего жизненного пути, только начинает узнавать себя и других. Для него всё впервые (первая обида, первое непонимание и разочарование); для него многое из того, что происходит с ним приобретает вселенские масштабы. И мы, взрослые, должны стать для него внимательным и грамотным проводником. Это вовсе не означает, что мы будем всегда показывать ту или иную дорогу, которой он должен идти, тем паче – настаивать на этом. Наша задача максимально показать ему всё разнообразие дорог и даже совсем маленьких тропок и помочь ему сделать свой выбор. Но для этого ему необходима знания о себе (кто я такой, чего я хочу), вера и принятие себя, любовь. От нас зависит насколько успешно ребёнок пойдёт по этой жизни, с какими чувствами, ожиданиями. Поэтому не упускайте возможности почаще говорить с ребёнком о том, что каждый из нас уникален по своему. И не одеждой или другими каким-то внешними атрибутами, а именно душой, тем, какие мы люди. Именно это поможет стать действительно счастливым человеком. Старайтесь наглядно показывать это на примерах из жизни, фильмов, сказок. Уделяйте особое внимание тому, чем ваш ребёнок живёт (его увлечениям, чувствам), помогайте ему лучше разобраться в себе, поддерживайте. Побуждайте его думать и рассуждать.
© Светлана Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.