«ВСПЛЕСК» статья «Зеркало природы»

В своей педагогической практике, планируя осеннее занятие по художественному творчеству, я постоянно задаюсь вопросом: как передать не просто образ золотой осени, а её душу – ту мимолётное волшебство, когда лист, кружась, ложится на воду, когда краски заката сливаются с багряной листвой, а мир отражается в воде как в зеркале? Ответ я нашла в удивительной технике, которая находится где-то на стыке волшебства и искусства – в монотипии.

Для тех, кто не знаком, монотипия (от греч. «monos» – один и «typos» – отпечаток) – это техника рисования, при которой краска наносится на гладкую поверхность, а затем отпечатывается на лист бумаги. Получается единственный, уникальный оттиск, который невозможно повторить. Это не просто рисование, это таинство. И именно в этой непредсказуемости и кроется её главная ценность для детей.

Осень сама по себе – большая монотипия. Она не терпит чётких линий. Её краски размыты дождём, её формы причудливы и изменчивы. Нарисовать традиционным способом отражение деревьев в воде — это сложно даже для взрослого. Техника монотипия позволяет одним движением руки создать размытый, зеркальный, загадочный мир.

Это не только развивает фантазию, но и снимает страх «нарисовать непохоже». В монотипии «непохоже» – это и есть высшая ступень мастерства! Здесь нет места шаблонам вроде «рисуем дерево вот так». Здесь каждый отпечаток – это личное переживание ребёнка, его эмоция, воплощённая в цвете.

Наше занятие мы начали не с объяснения техники, а с диалога. Что у природы есть своё волшебное зеркало. Оно не висит на стене и не лежит в сумочке. Оно разлито в лужах после дождя, растянуто в тихих прудах и спрятано в лесных озёрах. Это зеркало гладкая – прегладкая поверхность воды.

Каждый ребенок взял лист плотной бумаги и сложил его пополам. Одну половину мы условно назвали «реальным лесом», а вторую – «лесом-отражением» или «лесом в волшебном зеркале».

На половину «реального леса» дети наносили гуашь осенних цветов – жёлтую, оранжевую, красную, немного черной. Важное условие: краска должна быть сочной, не засохшей, и наносить её нужно быстро, чтобы не успела подсохнуть.

Волшебный момент отпечатка. Это был самый захватывающий этап. Дети с замиранием сердца складывали лист пополам, с нажимом, проглаживали ладошкой.

Когда лист разворачивали это вызывало восхищение у детей. Никто заранее не знал, что получится. У кого-то краски слились в яркий осенний ковёр, у кого-то угадывались кроны деревьев, а у кого-то получилась настоящая сказочная страна.

После высыхания мы взяли в руки тонкие кисти. И тут началось второе рождение картин. Дети дорисовывали стволы деревьев, птиц, прорисовывали листья на кронах деревьев, которые «прятались» в их отпечатках. Монотипия дала им фон, настроение, а они добавили свою историю.

Даная техника позволяет снизить тревожность ребенка. В отличие от обычного рисунка, здесь нельзя ошибиться. Любой результат – это красиво. Это невероятно раскрепощает детей, особенно тех, кто не уверен в своих силах. Развивает абстрактное мышление. Ребенок учится видеть образ в хаотичном пятне, развивает воображение и фантазию.

Такой способ художественного самовыражения позволяет понять симметрию и увидеть цветовую палитру осеннего пейзажа. На практике, очень наглядно, дети усваивают, что такое отражение, как цвета смешиваются прямо у них на глазах, создавая новые оттенки.

А самое главное – это эмоциональный отклик ребенка. Сам процесс напоминает фокус, волшебство, которое создали они сами. Дети – не просто художники, они волшебники, и это дарит им массу положительных эмоций и веру в свои творческие способности.

Глядя на эти неповторимые работы, мы осознали, что запечатлели не просто осенний лес. Мы поймали мгновение. Мы остановили время в причудливых разводах краски. Монотипия помогла мне показать детям, что искусство – это не только про умение рисовать прямые линии, но и про умение удивляться, экспериментировать и принимать случайность как подарок.

Осенний лес в технике монотипии – это портал в мир фантазии. И каждый ребёнок, сделавший свой единственный и неповторимый отпечаток, на минуту сам стал осенним волшебником. И я, как воспитатель, была счастлива стать проводником в этом удивительном путешествии.

Автор: Бахтина Ирина Владимировна ГБДОУ детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга.
 www.florinarta.ru

В рамках психолого-педагогического арт-фестиваля «ВСПЛЕСК»

 


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51

Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.