«Люди занимаются творчеством,
чтобы потом научить этому своих детей».
Макар, 6 лет.
На сегодняшний день арт-терапия является одним из наиболее популярных и перспективных направлений в психотерапии. Всё чаще о нём можно услышать как от самих специалистов и благодарных клиентов, так и от людей, которые просто увлекаются психологией, стремятся к саморазвитию. В частности, широкую известность получил целый ряд видов арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, фототерапия. И этот список можно смело продолжить и дальше, ведь искусство безгранично, а потому безмерно разнообразна в своих проявлениях арт-терапия.
Говоря об арт-терапии, необходимо отметить в первую очередь то, что искусство уже само по себе обладает психотерапевтической функцией. Для этого достаточно вспомнить, как благотворно на человека может влиять музыка, живопись, литература. Человек интуитивно склонен тянуться к искусству как к источнику чего-то прекрасного и целительного; склонен к творческой активности, иной раз пробуждающей в нем потребность привнести в свою жизнь нечто новое, своё. И арт-терапия основывается именно на вере в творческую основу человека; помогает связать творческую деятельность с чувствами, мыслями, в результате чего человек начинает лучше понимать себя, других людей, окружающий мир. Иначе говоря, арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или музыкантом. Она направлена на гармонизацию личности, самопознание и решение тех или иных психологических трудностей. Только если для ребёнка творчество изначально как волшебная палочка — выручалочка, наилучшим образом помогающая ему правильно обозначить свои чувства или озвучить, к примеру, переживания, то в отношении взрослых картина может быть абсолютно иная. Не редко встречаются люди, которые в определённый момент дали себе установку, что «не умеют рисовать», «не умеют танцевать» и превращаются лишь в созерцателей творческой деятельности других. А если дружно вспомнить о том, что и ты, и я – все мы родом из детства? Творческие эксперименты, яркие фантазии, не заиграет ли жизнь новыми красками? Всё это к счастью, можно проверить, стоит только разбудить в себе и своих детях Творцов! Ну, а пока сделаем в нашем творческом путевом дневнике первые пометки:
— мы хотим говорить с ребенком на одном языке — языке творчества;
— мы не стремимся создать «шедевр» — вместе с ребёнком мы получаем удовольствие от самого творческого процесса;
— мы поощряем самовыражение в любых художественных формах вне зависимости от того, насколько они удачны или что по этому поводу думают другие люди;
— мы «вживаемся» в создаваемый образ, учимся различать оттенки собственных чувств и делимся ими друг с другом;
— мы стремимся к максимальному самораскрытию и обретению внутренней гармонии;
— мы смотрим на Мир как большую художественную мастерскую.
Дорогие родители!
– Не забывайте о том, что для ребёнка самовыражение через творчество наиболее естественно и гармонично. Далеко не всегда ребёнок способен чётко обозначить свои чувства или озвучить, к примеру, переживания, в то время как через рисунок или придуманную им историю – он успешно с этим справляется. Поэтому так важно не только предоставить ему возможности для творческого самовыражения, но и самим активно включаться в его творческую деятельность.
Часто взрослые становятся лишь созерцателями творческой деятельности своего ребёнка: «я не умею рисовать — порисуй сам, а я посмотрю». Конечно, ребёнок и нарисует сам, и покажет, но насколько ему было бы приятнее и важнее, если б с ним именно разделили творческое пространство. В этом отношении очень интересно изготовление семейных плакатов, газет, когда с одной стороны каждый имеет возможность проявить свою индивидуальность, внести свою лепту, а с другой становится участником именного коллективного творчества.
— Организовывайте специальные тематические Дни творчества (рисования, музыки, танцев). Такие особые дни, когда всё буквально овеяно Фантазией и самовыражением, станут, несомненно, эмоционально насыщенными, интересными и притягательными для всех домочадцев.
– Ведите со своим ребёнком своего рода «журнал» творческих достижений, или специальное творческое «портфолио», в котором по вашему совместному решению будут собираться различные работы (фотографии и рисунки из детского сада, Ваше с ним творчество). Это станет Вашим с ним Волшебным уголком, куда всегда можно будет заглянуть, что бы вспомнить приятные творческие моменты и почерпнуть вдохновение для новых свершений и открытий.
– Чаще ходите со своим ребёнком на различные творческие мастер-классы, где можно вместе с ребёнком научиться чему-то для себя новому. Сейчас в этом отношении для семей есть большой выбор различных мероприятий, которые проводятся как в развивающих центрах, так и в рамках тематических фестивалей.
– Старайтесь, чтобы ребенок чаще соприкасался с прекрасным – слушайте с ним хорошую музыку, любуйтесь картинами, наблюдайте за природой. С самых ранних лет прививайте ребёнку любовь к тому, что его окружает, умение видеть и ценить красоту.
Помните, дорогие родители, семейное творчество обладает богатым потенциалом, как по гармонизации личности отдельных членов семьи, так и в плане общего внутрисемейного климата. Специальные тематические дни, когда для семейного творчество отводиться много времени, которое не ограничено другими делами и какими-то повседневными заботами – прекрасный шаг навстречу друг другу, шаг к открытию новых граней в себе и в отношениях с близкими.
© Светлана Флоринская-Колбасова
www florinarta.ru
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.