Цели: Развитие самосознания; формирование ощущения ответственности за то, что происходит в жизни в результате нашего вмешательства.
Возраст: подростковый.
Описание: …И вот снова наступает весна. Пробуждается природа, всё кругом жизнелюбиво стремится к свету, к новому дню. Каждая новая весна особенная, ей присуще своя атмосфера, некое очарование, в которой рождаются свои весенние истории. Вот и сегодня одну из таких историй я хочу тебе рассказать.
Деревце (С. Флоринская-Колбасова)
Как-то раз на прогулке один мальчик увидел тоненький зеленый росток, тянувшийся из земли навстречу солнцу: настолько крохотный, что в солнечных лучах казался прозрачным, а зарождавшийся первый листочек и вовсе был еле заметен. Мальчик опустился на колени и долго смотрел, пытаясь угадать в этой крохе цветочек – интересно, каким он вырастит? В памяти красочными картинками всплывали цветы – какой же из них?! И вдруг его пронзила мысль: «а ведь это росточек на самой тропинке, вон, рядом с ним уже и следы от чьих-то сапог! Ещё чуть-чуть и его точно кто-нибудь раздавит! Нет, я не допущу этого, спасу от неминуемой гибели!». Очень аккуратно при помощи найденного рядом прутика, мальчик выкопал росточек и бережно положил на ладонь, а придя домой посадил в горшок: «Вот, совсем другое дело! Теперь он в безопасности, а позже я его пересажу в какое-нибудь укромное место на улице».
Шли дни, росточек набирался сил. Каждое утро юный ботаник перво-на-перво подбегал к подоконнику и пристально рассматривал росток, и только потом уже шёл умываться, завтракать и собираться в школу. Мысли о своём зелёном подопечном не покидали его целый день и придя вечером домой он вновь бросался к подоконнику. И однажды произошло то, что так ждал мальчик! Первый листочек раскрылся, и он узнал в нём…
— У меня настоящее дерево! Моё дерево! У меня растёт дуб! – разнеслись восторженные крики по всей квартире!
Мальчуган не находил себе места от переполнившего его счастья. Кто бы мог подумать, из малюсенького росточка будущее дерево-красавец, дерево-великан! Вот это да! Никогда раньше он не имел возможности чуть ли не по часам наблюдать развитие дерева, а теперь оно тут, совсем рядом, в его комнате – настоящее чудо!
Можно было бы предположить, что такой бурный восторг сменит в скором времени спокойствие, или даже равнодушие, как порой случается, но нет, для мальчика это событие стало действительно особенным. Всей душой он прямо таки прикипел к росточку, к своему пока ещё очень маленькому деревцу и трепетно ухаживал за ним, заботился и мечтал. Мечтал о том, что когда-нибудь это деревце станет высоким-высоким и своими ветвями потрогает облака, а ствол его станет настолько широким, что за ним можно будет спрятаться вместе со всеми ребятами из школы. Он даже на улице смотрел теперь на деревья иначе, затаив дыхание от восторга и бесконечно фантазируя о том, как стремительно дубок будет расти. А однажды мальчуган даже уговорил маму поменять миниатюрный пластиковый горшочек на очень большой, керамический, в котором поместились бы и целая тысяча росточков – так ему хотелось скорее приблизить тот день, когда дерево покажется во всей своей красе! И росточек тоже старался – с каждым днём листочков становилось больше, а стебелек поднимался всё выше и игриво покачивался, словно симпатичный маленький жирафик. Потом появилась первая веточка – тут уж у всякого пропало бы любое сомнение, это было настоящее изящное молодое деревце! Дни, недели, месяцы сменяли друг друга на календаре, менялся пейзаж за окном. Вчера, казалась, всё утопало в зелени, а сегодня уже желтые, красные осенние листья научились летать и кружась в замысловатом танце встречали зиму. Первый год, второй – какой дубок уже большой, сколько новых веточек и листочков! Но всё-таки ему, наверно, будет так тяжело на улице. Ещё чуть-чуть, ещё немного — пусть станет более высоким, пусть листочки станут крупнее…
***
После грозы в воздухе воцарилась удивительная свежесть. Чуть уловимый ветерок скользил по лицу, дышалось полной грудью, а музыка природы наигрывала свой мотив. Щебетание птиц, шелест листвы, редкие капельки дождя – всё это очаровывало, и мысленно уводило в какие-то дали, туда, где бы хотелось остановить мгновение, задержаться, что бы потом вернуться назад полными новых сил и надежд. По улице шёл мальчик чем-то очень опечаленный, изредка останавливаясь и поднимая грустные глаза на макушки деревьев – как высоко, аж, голова идёт кругом. Медленно добредя до своего дома и поднявшись по лестнице, он зашёл в квартиру. В комнате на подоконнике стоял большой горшок и подойдя к нему, мальчик уныло потрогал листочки дуба…Они были совсем сухие, как и все веточки. Слёзы покатились по щекам мальчугана большими горошинами, а вместе с ними приходило некое опустошение. В конец вымотанный своими переживаниями, он опустился на край постели — перед глазами всё плыло, в голове звучало: «Как я был не прав… И почему только я вовремя не посадил дубок на улице…Я же хотел спасти его, а выходит – сам же и погубил!»
Неожиданно мальчик вскочил с постели и ещё раз подбежал к дереву, поднёс к нему фонарик и тщательно принялся рассматривать листочек за листочком, веточку за веточкой. И неужели? Да-да, малюсенькая почка, новая жизнь, новая надежда! Схватив в охапку горшок с деревом, он выбежал на улицу и что есть силы, устремился по аллеи к парку. И вот, наконец, дубовая роща распахнула невидимые двери. Со всех сторон обступили его могучие деревья – до чего же статные и красивые! Казалась, они улыбаются и ждут своего юного друга. Мальчик аккуратно посадил деревце и отошёл в сторонку, старясь отгонять от себя мысли о пустом подоконнике, где больше не будет полюбившегося деревца; пытаясь не замечать, как предательски выскальзывают слезинки из под ресниц. Он всем сердцем продолжал верить в то, что однажды увидит, как деревце станет высоким-высоким и своими ветвями потрогает облака…
После того, как вы прочтете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
— Понравилась ли она ему? Что он отметил для себя?
— Какие чувства двигали мальчиком, когда он решил забрать росток к себе домой?
— Спросите ребёнка, а как бы он поступил, если бы оказался на месте мальчика?
— Всегда ли желание оградить и уберечь от невзгод приносит пользу?
Примечание
В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно встретить такие слова: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза стала уже крылатой – так часто её можно услышать из уст людей. И это неспроста. Все мы связаны друг с другом невидимыми нитями, порой даже такими, которые могут сразу не осознаваться. Но в определённых обстоятельствах всё меняется, и мы в полной мере осознаём, насколько важны какие-то наши слова, поступки, устремления, какое влияние они могут оказывать. Уже с детских лет мы должны формировать в ребёнке ощущение его сопричастности к тому, что происходит в жизни, чтобы он рос в атмосфере отзывчивого, трепетного отношения к тому, что окружает и, главное, понимал, что порой его поступки могут привести к таким последствиям о которых он даже не предполагал.
© С. Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.