Сентябрь. В группах раннего возраста полным ходом идет адаптационный период. Малыши начинают осваивать новое для них пространство, которое несет в себе свои требования, правила, условия. Детки начинают приобретать навыки общения и взаимодействия с незнакомыми людьми и другими детьми. Конечно, в первые дни посещения детского сада малыши растеряны, напуганы отсутствием мамы. И задача воспитателя сделать так, чтобы этот период проходил менее травматично для ребенка. Одним из основных приемов для этого является максимальное вовлечение ребенка в игру, в совместную деятельность со взрослым и с другими детьми.
И каждый раз стоит вопрос, а чем еще можно привлечь, заинтересовать малыша и отвлечь от тревоги.
И вот здесь я хочу поделиться своим опытом. Вот уже несколько лет подряд в адаптационный период я активно использую игры с кинетическим песком.
Песок – это природный материал, который обладает свой энергетикой. Песок дает различные тактильные ощущения. Он может быть мокрым, сухим, сыпучим, песчинки могут иметь различную фракцию, цвет. Все это не может остаться без внимания малыша, позволяет погрузить его в мир игры и фантазии.
Кинетический песок немного отличается от обычного песка. Здесь песчинки как бы прилипают друг к другу, это дает новые возможности для его использования. Кинетический песок безусловно безопасен для ребенка, он не имеет запаха, не летуч, а значит подходит и для аллергиков, он приятен на ощупь.
Сначала, конечно, я знакомлю детей с данным материалом. Прошу малышей потрогать, погладить песочек (упражнение – «Давай познакомимся с песком). Затем прошу опустить ладошки полностью в песок (это упражнение позволяет расслабить малыша), затем сжать кулачки.
Малышам очень нравится игра «Песчаный дождик». Здесь я предлагаю взять песок в кулачок и сыпать песок на свою ладошку или на мою. Этим упражнением устанавливается более тесный и доверительный контакт со взрослым. Хорошо это упражнение делать под спокойную, тихую музыку.
Так же малыши охотно играют в игру «Следы» — здесь можно попросить ребенка оставить отпечаток своей руки, а можно дать любую заготовленную вырубку. Еще очень нравится игра — «Прятки» — это когда воспитатель прячет маленькую игрушку, а малыши ищут. Конечно, игры с формочками тоже очень интересны малышам.
Такие игры точно вызывают положительные эмоции у малыша, помогают воспитателю более быстро наладить доверительные отношения с ребенком, снизить психоэмоциональное напряжение, развить познавательный интерес, способствуют коммуникативным навыкам, которые так необходимы в адаптационный период.
Ольга Белошицкая, воспитатель, редактор, автор и ведущая рубрики «Первые шаги»