В ходе различных встреч с родителями – будь это индивидуальные или групповые консультации, семинары не раз вставал действительно очень животрепещущий вопрос: если ребёнка толкнул или ударил сверстник, следует ли УЧИТЬ его давать сдачи? На этот счёт есть множество мнений, их наверно столько же, сколько и самих конфликтных ситуаций. Но сейчас мне хотелось бы коснуться этой темы не с позиции психолога, а скорее просто как мамы. Хочу поделиться с вами историей, которая сегодня произошла у нас с сыном на прогулке.
Когда мы пришли на детскую площадку, то увидели, в принципе, обычную и знакомую многим родителям, сцену. Ребёнок (на вид лет трёх) не хотел уходить с площадки, сидел на небольшом каменном шаре и горько плакал, в то время как папа делал вид, что уходит без него домой. Мой сын (ему 5 лет) заволновался, принялся бегать вокруг него, пытался уговорить мальчика скорее спуститься вниз (ведь папа вот-вот уйдёт!). Мои слова о том, что малыша никто не бросит, более того, папа стоит воооон за теми кустами, чуть поодаль, подействовали не достаточно убедительно. И в какой-то момент, сын потянул за ноги ребёнка и тот съехал на землю. От неожиданности испугались и тот, и другой. Оба зарыдали. Я помогла малышу подняться, и он тот час убежал к папе, то есть, объясниться дети друг с другом не успели. Зато последовало другое продолжение этой ситуации.
Пока я, успокоив своего ребёнка, объясняла ему, что ни в коем случае нельзя стягивать других детей с горок и других возвышений, к нему, откуда не возьмись, подбежал «пострадавший» и ударил в живот, правда, не удержавшись на ногах, вновь свалился. Расстроился ещё больше, подскочил и исчез также быстро, как и появился. Через пару минут вернулся — постоял немного и вновь побежал на сына как бык на корриде. В этот момент я остановила его и спросила:
— Скажи, мне, пожалуйста, что ты сейчас хочешь сделать?
Мальчик, глотая слёзы, пробормотал:
— Папа сказал, чтобы я дал сдачи!
Наконец получилось объясниться. Сын сказал, что не хотел обижать, а хотел помочь. Боялся, что тот без папы на площадке останется. Мы вместе сожалели о том, что всё так неудачно вышло, а после подошли с этими же словами и к папе мальчика.
На этом сама история завершилась, а вот осмысление всего в полной мере наоборот только началось. Да, много вопросов к самой себе, ответы на которые я, скорее всего, буду искать не один вечер. Ну, а с сыночком мы посидели на скамейке и ещё раз поговорили о том:
— как важно не принимать серьёзных решений сгоряча, не разобравшись в ситуации;
— почему не следует злиться раньше времени на другого человека, пока хотя бы не спросил его – а почему ты так поступил?
— ну, и конечно, быть внимательным в своих действиях. Помнить, что даже с добрыми намерениями можно причинить вред.
© Светлана Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.