Цели: развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: подростковый.
Описание: Каждый, наверно, размышляя о своей жизни, может выделить важные, ключевые моменты, которые стали неким переходом на новый этап. Вообще, часто принято считать, что вся наша жизнь состоит из таких вот этапов и у каждого они свои: по длительности, по насыщенности. Но объединяет их одно – переход на тот или иной этап сопровождается внутренними изменениями, появлением другого мироощущения.
Я бы хотел/а, что бы ты сейчас задумался об этом, поразмышлял о своей жизни и попытался бы определить те моменты или ситуации, которые сильно повлияли на тебя, стали своего рода знаковыми.
Пчёлка (С. Флоринская-Колбасова)
Жила-была одна маленькая пчёлка. Была она очень доброжелательная, послушная и трудолюбивая. Родители с ней не знали хлопот: всегда и во всём первая, но не зазнайка; всегда поможет и поддержит. Взрослые соседи-пчёлы и пчелиная ребятня тоже ценили это и всячески поощряли – кто словом, кто поступком. Все с любовью и с вниманием относились к нашей пчёлке и к тому, что она делает. А жизнь её напоминала настоящий калейдоскоп: столько ярких событий, эмоций и планов, что голова могла пойти кругом! Один день за два, а то и за три – таково было кредо этой удивительной пчёлки, и она им очень гордилась.
А ещё пчёлка мечтала, что бы ей поскорее доверили собирать нектар с цветов и допустили к приготовлению волшебного мёда. Родители говорили, что это делают только взрослые пчёлы и нужно подождать, но ей так хотелось уже сейчас! Перед сном во всех красках и подробностях она представляла себе, как самостоятельно летит и находит цветы с чудесным нектаром, как со своими родителями делает самый лучший и вкусный мёд на свете! Иной раз в своих фантазиях она улетала настолько далеко, что утром даже начинала искать тот самый мёд, который якобы приготовила накануне…
И вот однажды наша пчёлка не выдержала – настолько было непреодолимым желание! Раздобыла красивый кувшинчик, расправила крышки и потела к цветочной поляне. Она там ещё никогда не была, и пришлось хорошенько потрудиться, что бы найти целое море цветов: красные, жёлтые, голубые, фиолетовые; большие и маленькие. Цветы волнами разбегались по поляне, а аромат был просто чарующий. Пчёлка растерялась, она и представить себе не могла, что цветов может быть так много! Неуверенно подлетела сначала к одному цветку, потом к другому…Каждый по-своему прекрасен! Что же делать, как выбрать именно тот цветок и нектар, благодаря которому появился бы потом чудесный мёд?! Пчёлка была в полной растерянности, и начинало подступать отчаяние: «ничего не выходит, ничего не получается» — стучало у неё в голове, а из глаз посыпались слезинки.
— Ой, а откуда тут эти капли? – раздался вдруг чей-то голос, — роса днём? Странно…Или может это дождь?
Пчёлка прекратила плакать и оглянулась по сторонам. В траве, под цветком отдыхала красивая бабочка.
— Это я, наверно, вам помешала. Извините… – смущённо проговорила пчёлка.
— Неужели это всё твои слёзы? Такая симпатичная маленькая пчёлка, а так много слёз… Должно быть стряслось с тобой что-то невероятное? – предположила бабочка.
— О, да, — вздохнула пчёлка — я прилетела за нектаром, что бы сделать прекрасный мёд. Есть у меня и специальный кувшинчик, и расстояние я преодолела не близкое, а вот цветок выбрать так и не смогла…И нектар собрать тоже…Я неудачница!
Бабочка с недоумением взглянула на пчёлку, и пожала своими большими яркими крыльями.
— Звучит и вправду очень грустно. Только сколько уже живу на это поляне, никогда не видела, что бы и маленькие пчёлки собирала нектар. Может, ты ошибаешься, и дело совсем не в тебе? – и потом, махнув крылышком в сторону кружившихся неподалёку других бабочек, неожиданно предложила. — Посмотри, это мои друзья! Полетели со мной!
И не дождавшись ответа, бабочка увлекла за собой в танец нашу опечаленную пчёлку.
Поднявшись над душистыми цветами, все вместе они в воздухе водили хороводы, разбивались на пары и кружили в вальсе, опускались на цветы и, перелетая с одного на другой, весело смеялись. Яркие лепестки, яркие крылья, лучи солнца, журчащая поблизости речка – всё полнота жизни, казалась, нескончаемым потоком растекалась по этой прекрасной цветочной поляне. Пчёлка смеялась и чувствовала какую—то особую лёгкость в каждом взмахе крылышек, ей чудилось, что она вся светится изнутри! Она была очень счастлива! А когда опустилась вместе с бабочкой на один из цветов, что бы перевести дыхание, сказала:
— Это было чудесно! Спасибо тебе! Никогда ещё я так беззаботно не порхала по жизни! — И тут внезапно сникла. Глаза её стали печальным и она чуть опять не заплакала… — А как же нектар, мёд?! Я совсем забыла! Мне пора уже домой, но мой кувшинчик по -прежнему пуст. Теперь все будут знать, что я не справилась…Я всегда со всем справлялась, я всегда была лучшей из лучших, что же теперь подумают обо мне родители, друзья…Я не хочу домой!
— Послушай меня – проговорила бабочка. – Сейчас, когда ты танцевала вместе с нами, ты наслаждалась мгновением, наслаждалась жизнью. И думаю, что я не ошибусь, если скажу, что в тот момент ты не думала, как выглядишь, что о тебе подумают, и чего предстоит добиться. Ты порхала с цветочка на цветок и собирала нечто даже важнее нектара. Ты собирала радость. Впереди у тебя много интересного, но, зачем торопить время? Мы, бабочки, растём иначе…Сначала я была смешной гусеничкой, потом превратилась в странную куколку и только потом я стала такой, какой ты меня и сейчас видишь. Этот путь требовал прежде всего терпения и веры в то, что моё будущее – прекрасно. Когда я была гусеничкой, я страстно хотела летать! Хотела убедиться в своей силе и красоте. Но при всём желании, я не могла это даже попробовать. У меня не было крыльев. Но была вера и время, которым я старалась с пользой распорядиться. Я вместе с другими гусеничками играла, изучала мир и старалась радоваться жизни.
Милая, хорошая пчёлка! Я очень хочу тебе помочь. Скажем, я могу тебе рассказать цветочные хитрости, и ты с лёгкостью выберешь тот цветок, который тебе необходим. Я могу помочь тебе донести кувшинчик с нектаром до твоего дома, ведь он станет тяжёлым, а твои крылышки ещё слишком маленькие. Если для тебя это действительно так важно, я готова в этом помочь!
— Правда?! Ты это можешь сделать?! – воскликнула наша маленькая пчёлка и от радости у неё, перехватило дыхание – Да, да, да!!! Я очень этого хочу!!!
Бабочка улыбнулась, и они вместе принялись за дело. Пчёлка старательно слушала всё то, что говорит наставница, а бабочка старалась всё как можно лучше объяснить и показать.
— Ну, вот, милая подружка – сказала бабочка, — Кажется и всё. Я рассказала тебе всё то, что знаю сама. Теперь лети и выбирай цветок, пока не село солнце за деревьями, собирай нектар, а донести кувшинчик я тебе, как и обещала – помогу.
— Хорошо! – весело отозвалась пчёлка и помчалась навстречу новому и столь долгожданному. Вот-вот сбудется то, о чём она мечтала. Она нырнула в цветочное море, отыскала тот самый цветок и хотела была уже начать собирать нектар, как вдруг остановилась…Перед глазами пронеслись мгновения, как она вместе с бабочками танцевала в воздуха, как смеялась, какую беззаботную радость испытала! Потом слова бабочки о том, что всё самое прекрасное впереди и не стоит торопить время словно эхом донеслись из души…У пчёлки началось какое-то внутреннее смятение. Ей хотелось скорее наполнить свой кувшинчик нектаром и в тоже время что-то глубоко внутри противилось этому. Так продолжалось недолго, но пчёлке показалось, что прошла целая вечность. И наконец, в сердце родилась понимание – она осознала, что важно для неё сейчас и что она хочет. Умиротворение сменило былое душевное смятение. Она улыбнулась сама себе, с небывалой легкостью и быстрой взмыла в воздух, сделала круг над цветочной поляной и опустилась на цветок к своей наставнице-бабочке.
— Что-то не так? – заволновалась подруга, увидев перед собой пчёлку с пустым кувшинчиком.
— Всё так! Всё даже лучше чем всегда! Спасибо!! Я, кажется, поняла, что делала не так в своей жизни и что есть время это исправить! Я надеюсь, что мы ещё тут встретимся, точнее я уверена в этом! Спасибо и до скорой встречи!
По дороге домой, пчёлка не переставала думать о пережитом и об услышанном. Она чувствовала, что в душе произошли какие-то очень важные перемены. Она, может, не понимала их ещё до конца и не совсем хорошо представляла, как именно они теперь повлияют на её жизнь. Но одно она теперь знала наверняка – как раньше уже не будет. Она чувствовала потребность в беззаботной радости, в поддержке родителей и друзей. Ей почему-то больше не хотелось быть всегда сильной и лучшей среди лучших. Она ощутила стремление узнать себя другой — в чём-то слабой, в чём-то неопытной и не стыдиться этого; ощутила желание почувствовать себя такой как все со своими плюсами и минусами. И главное, желание в полной мере насладиться сегодняшним днём и верой в прекрасное будущее.
После того, как вы прочтете /расскажите сказку, поговорите:
— Понравилась ли она ему(ей) ? Что он(она) отметил для себя?
— Права ли пчёлка в своём убеждении, что нужно стараться жить один день за два, а то и за три? Или правильнее насладиться в полной мере днём сегодняшним, не торопить его, чрезмерно не пересыщать уймой разных дел?
— Какие события (ситуации) из его жизни оказались для него особенно важными, знаковыми? Изменили ли они что-то в его мироощущении, посмотрел ли на себя, других людей и мир как-то иначе?
Примечание
Порой можно услышать, как человек говорит: «эх, скорее бы наступили выходные», «скорее бы пришло лето», и пр. Торопить время в той или иной степени свойственно многим. С одной стороны это естественно и понятно, а вот с другой мы, к сожалению, не всегда осознаём в полной мере то, что стоит за таким нашим стремлением. Есть замечательная фраза: «торопиться не следует – надо только не терять времени (Анри Барбюс). Но часто получается наоборот: человек торопится, теряя драгоценное время, забывая о том, что всё хорошо в свой час и необходимо ценить каждый миг. Особенно свойственно это людям в юности, когда кажется, что жизнь бесконечна, а то, что ждет впереди интереснее, чем происходящее с нами сегодня. Но так ли это? Как правило, с возрастом приходит понимание, а вместе с ним и сожаление о том, что много было упущено в жизни, что вернись назад, сейчас бы иначе что-то прочувствовал, пережил. Но есть настоящее, которым уже сейчас мы может воспользоваться иначе, что бы так же не жалеть в будущем. И даже если ошибки молодости неизбежны, всё равно, мы родители, с детства должны приучать своих детей ценить Настоящее, не торопить время.
© С. Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.