Работа с литературными произведениями

У большинства из нас были или есть свои литературные предпочтения. Трудно себе представить жизнь человека, в которой бы полностью отсутствовала литература. Если же подумать в плане психотерапии, то литература и вообще слово – имеет особое значение.
Наряду с музыкой и живописью, в литературе заложен огромный потенциал, который важно не только вовремя понять, но и использовать. На этом основан один из психотерапевтических методов, носящих название – библиотерапия. И сегодня предлагаем рассмотреть один из вариантов работы с литературными произведениями в рамках данного метода.

Подобная работа способствует:

  • развитию самосознания
  • расширению кругозора
  • гармонизации личности

Нам понадобится: сборник небольших рассказов/сказок/эссе/очерков/стихов, бумага для письма и рисования, канцелярские принадлежности.

Ход работы
Итак, в зависимости от возраста участников, необходимо определиться с конкретным литературным произведением.
Лучше всего будет, если данный сборник окажется ранее незнакомым, а одним из главных критерием выбора произведения — некий «магнетизм», когда что-то сильно, как говорится, трогает за душу.  Выберите то произведение, которое вызвало в вас наиболее сильную гамму чувств. Подумайте о своих ассоциациях, образах, почему ваш выбор именно такой.

Дополнение: если в этой деятельности участие принимает ребёнок, стоит, наоборот, остановить свой выбор на хорошо знакомом ему произведении, чтобы он мог легко ориентировался в содержании, сюжетных линиях и пр. При анализе произведения предложите ребёнку говорить не от своего лица, а от лица того или иного героя/предмета (можно из выбранного произведения, а можно, скажем, от лица любимой игрушки).

После осуществления выбора того или иного произведения и фиксации чувств, которые испытали, возьмите карандаш и сделайте небольшие пометки в тексте, а именно: выделите предложения, фразы, которые смогли бы на ваш взгляд стать «крылатыми».

Выпишите получившиеся афоризмы на отдельном листе бумаги. Постарайтесь разместить так, чтобы в дальнейшем можно было бы какие-то из них вырезать.

Прочитайте афоризмы ещё раз, выберите 2-3 таких, которые могли бы стать вашим девизом (или просто наиболее понравившиеся). Почему ваш выбор остановился именно на них?
Дополнение: если свой выбор осуществляет ребёнок, предложите выбрать такие фразы, которые могли бы оказаться для него волшебными, стать своеобразным талисманом (приносить удачу)

Вырежьте афоризмы-девизы, при желании украсьте (выделите разноцветными ручками, что-то нарисуйте и т.д.). Остальные афоризмы — на время  отложите.
Дополнение: ребёнок может оформить своеобразную аппликацию или коллаж с использованием вырезанных афоризмов.

Расположите оформленные афоризмы на видном месте (под стеклом письменного стола, на холодильнике и т.д.) Понаблюдайте в течении последующих дней, какие чувства они вызывают? 

Через какое-то время вернитесь к афоризмам, которые не были вырезаны. Есть ли желание какие-то из них тоже оформить подобным образом?

При появлении желания убрать оформленные афоризмы – постарайтесь их сохранить или сфотографировать. Это своего рода ценный внутренний ресурс, который вполне возможно ещё пригодится.
Дополнение: С ребёнком можно завести небольшой блокнотик, куда бы вписывались или вклеивались подобные афоризмы.

Примечание
Таким образом можно работать и с уже готовыми афоризмами. Но отметим, что, всё-таки, сам процесс работы с текстом, осуществление самостоятельного выбора конкретных фраз несёт в себе больший потенциал для развития самосознания. Таким же образом можно попробовать оформить и свои собственные высказывания .

Светлана Флоринская-Колбасова

©www.florinarta.ru


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru