Цели: развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (желательно звуки природы: шум дождя)
Описание упражнения:
« Мы с тобой не раз попадали под дождь, помнишь? Он был разный…От еле заметного, моросящего до такого сильного…что нам не помогал даже зонт! А сейчас давай с тобой представим, что бывают дожди-взрослые и дожди-дети. Как и люди они умеют разговаривать, у них есть чувства. Получается сказка! Именно сказку я и хочу тебе сейчас рассказать!»
Дождик (С. Флоринская-Колбасова)
Как-то раз маленький дождик решил пойти погулять. Был тёплый летний день, а в лучах солнца город было словно золотым. Люди неторопливо шли по тротуару, разглядывая красочные витрины магазинчиков. В воздухе ощущалось спокойствие и предчувствие чего-то замечательного. Дождик летал, и с любопытством разглядывал идущих по улице людей, и так ему вдруг стало хорошо – что решил он опустится на землю и рассмотреть всех получше. Мимо как раз проходила мама с сынишкой. Мальчик катил за собой на верёвочке красивый жёлтый самосвал. Наш маленький дождик обрадовался и стал к ним опускаться…И тут случилось то, чего он совсем не ожидал. Почему-то стали набегать тучи, солнце совсем скрылось – и стало темно, а на землю стали падать редкие капельки: кап-кап-кап…Мама с сынишкой ускорили шаг и стали быстро удалятся по тротуару. Дождик хотел было крикнуть: «Подождите»! И вдруг горько расплакался…На землю с шумом хлынули непослушные капли! Порывы ветра раскачивали ветки деревьев, люди укутывались в плащи, открывали зонтики или искали для себя приют под каким-нибудь навесом…
Очень грустным вернулся маленький дождик домой.
— Что с тобой, мой милый? – спросила его мама.
И он рассказал ей о том, как решил прогуляться, как ему понравился город, люди…Как он хотел спуститься на землю.И как от него стали убегать…
— Неужели я такой плохой? Или быть может страшный?
Мама нежно поцеловала его и сказала:
— Совсем нет. Ты очень хороший и симпатичный дождик. Пойдём, я тебе кое-что покажу!
И она позвала его за собой.
Они летели очень долго и наконец прилетели в странный край…Трава там была жёлтая, цветы увядшие, а деревья понуро качали ветками.
— Где мы? – спросил маленький дождик.
Вместо ответа, мама взяла его за руку, и они начали спускаться вниз. Приятной прохладой наполнился воздух. Начался дождь — напористый, шумный. Вся природа оживала, жадно ловила каждую новую каплю, а в образовавшихся лужах красиво расходились круги от них.
Когда дождь закончился, то возникло ощущение, что всё усыпано бриллиантами – так красивы были капельки, которые остались на траве. Это было торжество Жизни! И это было действительно прекрасно! Цветы начали гордо поднимать головы, среди жёлтой травы проглядывали зелёные ростки, от деревьев веяло свежестью, и словно слышалось: «Спасибо!»
Маленький дождик, затаив дыхание, смотрел на чудо, происходившее прямо на его глазах. А мама, улыбаясь, сказала:
— Вот видишь, всегда есть место, где можно воплотить всё то, на что мы способны и где с благодарностью встретят это. Место, в котором можно ощутить гармонию с собой и с миром!
Но маленькому дождику всё равно было чуть-чуть грустно. Ему вспоминался тот мальчик из города, который убегал от него…
— Да, это здорово, когда можно найти то самое место…И здорово, что там можно быть собой и чувствовать поддержку других. Но обидно, когда кто-то просто не даёт тебе шанса проявить себя и стать другом — грустно заметил он.
Когда они вернулись домой, то тротуар был уже практически сухой, и опять выглянуло солнце.
Люди покинули свои укрытия, сложили зонтики, убрали плащи, воцарилась прежняя жизнь — спокойная, с предчувствием чего-то замечательного. И тут маленький дождик увидел красивую разноцветную дугу – она была высоко в небе и приветливо улыбалась ему.
— Мама, кто это?
— Радуга, сынок, — ответила мама. Она появляется после нас – дождей. Посмотри на неё – какая она прекрасная!
Да, она была прекрасна! Люди останавливались и любовались. Залюбовался ею и наш дождик. А ещё ему было очень приятно, что в её появлении и он сыграл свою роль! Но главное…Главным было то, что среди людей он заметил того самого мальчика с машинкой, и донеслись его слова: «Мама, как же хорошо, что прошёл дождь! Он подарил нам радугу!»
Слёзы радости покатились у нашего маленького дождика: кап, кап, кап… А с земли слышалось: «Это грибной дождик! Какой же он замечательный!»
ОБСУЖДЕНИЕ
После того, как вы прочитаете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
— Симпатичен ли ему главный герой – маленький дождик? Переживал ли за него?
— Был ли он в ситуациях, в которых тоже ощущал себя несправедливо обиженным ? Если, да, то что именно испытывал: отчаяние, злость и т.п.? (будет в особенности хорошо, если вы поделитесь с ним своим опытом. Наверняка у каждого из нас были ситуации, в которых мы оказались непонятыми другими или почувствовали несправедливость. Расскажите об этом своему ребёнку, делая акцент не на подробностях самой ситуации, а именно на чувствах. Что Вы чувствовали тогда? Как к этому относитесь теперь, спустя время?
— Какое бы напутствие/пожелание дал бы он дождику?
Необходимо озвучить и проговорить и то, что каждый человек – особенный.. Иногда можно ощущать себя хуже других, или даже сталкиваться с таким отношением, но тем ни менее, всегда нужно продолжать верить в себя и в свои силы. Обязательно сказать, что вы всегда несмотря ни на что будете верить в него (поддерживать, находить время, что бы поделиться друг с другом мыслями, быть настоящими друзьями).
Примечание:
Разговаривая с ребёнком, постарайтесь как можно внимательнее отнеситесь к тому, что он говорит. Обратите внимание и на мимику, и на жесты. Если вы замечаете, что ребёнок действительно с интересом говорит с вами – можете предложить ему нарисовать рисунок на тему сказки. Он станет иллюстрацией не с только самой сказки, сколько иллюстрацией внутреннего мира ребёнка, того, что оказало наибольшее впечатление на него. А это очень важно. Ведь через сказку можно лучше узнать и понять своего ребёнка: провести параллели с реальностью, попытаться «прожить» какие-то ситуации. Главное не бояться экспериментировать, быть открытым перед самим собой и перед друг другом.
После обсуждения сказки, рисунка, можно предложить ребёнку попробовать написать собственную сказку – как самому, так и вместе с Вами.
© С. Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.