Союз глины и человека

Доброго времени суток, друзья!

Сегодня мы хотим познакомить вас с нашим новым автором, семейным психологом, педагогом и арт-терапевтом, соавтором обучающего курса по арт-терапии в работе с детьми «Взгляд детской души», Еленой Фрезе. Елена живет в Ижевске, республика Удмуртия.

Вот, что говорит Елена о себе и своей работе: «Мой мир — дети и их родители, любовь к «живым» книгам, творчество через игру, раскрывающее потенциал ребенка, его мышления, чувств и воли. Моё призвание — развить природные таланты детей и дать веру в собственные силы. У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребёнка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой».

В своей работе Елена часто применяет глину, и сегодня она расскажет нам об этом чудесном материале.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ФЛОРИНАРТА»: Елена, как давно Вы применяете в работе глину? С чего началась Ваша «дружба» с этим материалом?

ЕЛЕНА ФРЕЗЕ: Большую часть того, что я знаю о творчестве и об искусстве, мне рассказали на своих семинарах Елена Григорьевна Макарова — писатель, арт-терапевт, историк, ее дочь Маня Макарова — художник, арт-терапевт, за что я им очень благодарна. Чуть больше года назад я познакомилась с Еленой Макаровой и Маней Макаровой, которые сами много играют и творят с детьми и взрослыми. По сей день я продолжаю учиться “играть” с глиной, вдохновляюсь этому у талантливого художника, скульптора, педагога Алексея Лельчука. Педагог на примерах своего опыта дает советы, как взаимодействовать с гиперактивными, агрессивными или, наоборот, пассивными детьми, подчеркивая удивительные возможности глины, как материала. Для меня это очень важно, как для специалиста, который взаимодействует с детьми и взрослыми с особенностями в развитии.

— Что для Вас особенного в глине? Какие возможности дарит этот материал в работе с клиентами (доверителями)?

Может быть вы уже слышали, что союз глины и человека дает удивительные результаты, и хочется еще раз заметить, что именно на своих жизненных примерах я сама вижу как глина дает чудесные результаты. Ее поистине волшебные свойства помогают “рождению новых сил в человеке, стимулируют подкачку новой творческой энергии в процессе лепки”, развивают внутренние способности человека “отдавать” и “творить”, “брать” и “давать”. Например, ребенок в процессе лепки испытывает “тактильные” радости — это “приём” энергии. Работая с глиной, мы способствуем снятию проявления необузданной энергии (агрессии). Глина вообще восприимчива к чувствам людей и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в такой вот эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым «исправлять» эмоциональное состояние человека. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, и тело начинает через глину «общаться», и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

— С какими клиентами (доверителями) Вы чаще всего используете глину? Насколько быстро они проникаются любовью к этому материалу?

(Задумалась и улыбнулась) Для каждого человека лепка из глины несет свои преимущества, здесь нет противопоказаний и возрастных ограничений. Леплю я со взрослыми и детьми, вне зависимости от особенностей в развитии, возраста. Некоторые сразу хотят поработать с ней и готовы тут же приняться за дело. Другие не проявляют такого энтузиазма, особенно если глина холодная. А третьи предпочтут постоять в стороне. Не давлю на них, просто продолжаю наслаждаться ощущениями глины, меняющей форму под моими пальцами. Остальные участники присоединятся, когда будут к этому готовы. Главное в нашей лепке – свободная творческая игра детей и взрослых, а не обучение изготовлению чего-то из глины. Нам важен процесс, а не результат, мы не лепим поделки, а строим миры и переживаем ситуации. Суть — творчество, причем его психологический, а не эстетический аспект. Буквально недавно у меня вышел вебинар-практикум «Работа с глиной: выбор, хранение, инструменты, подготовка, занятия». Он как раз посвящен знакомству с методом и использованием потенциала глины в арт-терапевтической практике. С возможностями метода и особенностями работы в индивидуальном консультировании, групповой работе, а также с различными категориями клиентов.
Случается и такое, что на занятие приходят дети, которые совсем не хотят лепить. Что делать? Вообще-то ребенок не обязан хотеть лепить из глины! Это вы знаете, что лепка полезна и интересна, а он этого еще не знает. Если ребёнок ни разу не прикоснется к глине за всю встречу — не беда. Это ощущение “необязательности” может сильно помочь педагогу и родителю расслабиться и совершить правильные действия, которые почти всегда приводят к тому, что уже к середине занятия ребенок оказывается в глине по локоть. Поделюсь интересным фактом! За последние полгода в работе с доверителями помимо рисования, только на лепку ушло более 100 кг натуральной глины. Но хочу также отметить тот факт, что использование глины в терапии особенно важно для тех клиентов, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях. Эффективна она в терапии с высокой степенью агрессии, с социальной дезадаптацией клиента, девиантным поведением, с пост-стрессовым расстройством, навязчивыми состояниями, а также кризисами и проблемами.

— Как Вы сами любите работать с глиной больше всего?

Наслаждаюсь процессом и не тороплюсь. Я же не соревнуетесь на скорость. Работаю медленно, получаю удовольствие от новых материалов, самого процесса и приятной компании. Учусь видеть красоту и естественность в несовершенстве. Не боюсь ошибок, творю. Иногда включаю спокойную мелодию. Процесс лепки всегда начинаю с легких движений кистями рук под мелодию, двигаю плечами, головой, туловищем. Глажу свои руки и кисти, любую другую часть тела можно слегка помассировать. Танцую, кружусь…

 Что бы Вы хотели еще рассказать о своем опыте работы с этим материалом?

Ничто так не увлекает детей, как работа с природной глиной! Познакомить ребенка с этим рабочим материалом можно самыми разными способами. Например, взять небольшой комок размером с кулак или положить большой блок глины на рабочий стол. Летом поставьте поднос с глиной прямо на пол или вынесите его в сад. Дети в буквальном смысле погрязнут в глине с ногами. Вы тоже можете попробовать придать кускам разную форму. Попробуйте вылепить толстые цилиндры. При помощи проволоки, закрепленной между двумя бусинами или пуговицами, отрезайте от глины куски в формате жгутов, шаров или пластин. Не бойтесь экспериментов! Если вы любите лепить, хотите использовать глину в работе с детьми, хотели бы поработать с глиной и освоить базовые способы лепки, то вам однозначно будут интересны и полезны мои творческие вебинары-практикумы в записи.

— Что бы Вы пожелали (или посоветовали) читателям сетевого издания «ФлоринАрта»?

Во-первых, хочу поблагодарить команду издания “ФлоринАрта” за возможность вдохновлять людей! Во-вторых, безумно было интересно отвечать на вопросы интервью! Это вдохновляет! Новый поток мыслей и идей приходит, отвечая на вопросы. Читателям желаю присоединяться к творческим идеям издания, не “стоять в сторонке”, а общаться и делиться историями успеха, сомнениями и радостями творческого процесса. Увлекательно рассказывать, как получить удовольствие от работы над своими творческими проектами, давать рекомендации, делиться советами, как найти время для творчества и провести время.

 

Елена Фрезе, семейный психолог, педагог и арт-терапевт: https://vk.com/helena.freze

Гордина Наталия Александровна, старший редактор сетевого издания «ФлоринАрта»

 


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru