«ВСПЛЕСК» статья «Природа в рамках»
Осень – удивительная пора. Она не только щедрая, но и невероятно фотогеничная. Яркие краски, причудливые формы листьев, ажурные паутинки, блестящие от дождя камни… Как запечатлеть это великолепие, чтобы оно осталось не просто памятью, а маленьким произведением искусства? Как научить детей видеть композицию, красоту осени в деталях? Ответ мы нашли в простой, но волшебной технике – фотографировании через трафареты. И главное – эти трафареты дети сделали сами!
Идея: от простого листа к произведению искусства.
Идея родилась спонтанно. Мы с моими воспитанниками из старшей группы как раз готовились к проекту «Дары осени». Мы рассматривали репродукции картин знаменитых художников, и я обратила их внимание на то, как мастер «обрамляет» свой сюжет, оставляя за рамками холста всё лишнее.
И я предложила детям стать художниками самим, но только нашими рамками будет не холст, а волшебные окошки трафаретов. Глаза у детей загорелись. Мы решили, что эти «окошка»-трафареты мы создадим своими руками.
ОТ ИДЕИ К ВОПЛОЩЕНИЮ. РОЖДЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫХ ОКОШЕК»
Накануне фотопрогулки мы устроили творческую мастерскую. Вооружившись плотным картоном, карандашами и ножницами, мы приступили к делу. Задача была – придумать свою, уникальную форму окна в мир осенней природы.
Кто-то вырезал сердечки, кто-то, вдохновившись падающей листвой, пытался создать форму кленового или осинового листа, кто-то животных. Это был уже первый акт творчества! Дети не просто мастерили поделку, они уже тогда представляли, какой кусочек мира поместят в свою рамку.
ПРОГУЛКА — ОТКРЫТИЕ. ОХОТА ЗА КРАСОТОЙ
И вот настал долгожданный день. С самодельными трафаретами в руках и планшетом мы вышли на участок. Я объяснила простое правило: «Наша задача – не просто сфотографировать дерево или куст, а найти маленькое чудо, которое поместится в ваше окошко».
И началось волшебство. Дети, которые обычно бегали и шумели, вдруг замерли, превратившись в внимательных «охотников за красотой».
Что я увидела со стороны?
Дети научились:
— видеть по-новому;
— осваивать азы композиции:
— сотрудничать, работать в парах, советоваться, делиться находками. Это была не просто съемка, а настоящий социальный и творческий процесс.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОПЫТ ПЕДАГОГА
Этот опыт убедил меня в нескольких важных вещах.
- Дети – прирожденные художники. Им нужно не указание «сними вот это», а инструмент, который поможет им структурировать их восприятие. Трафарет – это и есть такой идеальный инструмент. Он ограничивает пространство, помогая ребенку сконцентрироваться на главном.
- Творчество – это процесс, а не результат. Самые ценные моменты были не тогда, когда мы получили красивую фотографию, а во время того самого поиска, обсуждения и совместного восхищения найденной красотой.
- Такие проекты учат бережности. Когда ребенок через рамку рассматривает хрупкую веточку или паутинку, он начинает относиться к ней не как к чему-то обыденному, а как к объекту искусства. А искусство нужно беречь.
Глядя на фотографии, которые мы сделали вместе с детьми, я понимала: мы сфотографировали не просто осень, мы сфотографировали восторг детского открытия. И каждый такой кадр в самодельной рамке – это не просто картинка, а это окно в мир, где живет внимательный, вдумчивый и очень творческий взгляд ребенка на окружающую нас красоту.
Автор: Хлхатян Нуне Гаспаровна, ГБДОУ детский сад №14 Московского района
В рамках психолого-педагогического арт-фестиваля «ВСПЛЕСК»