Одним из приоритетных направлений деятельности сетевого издания «ФлоринАрта» является психологическое просвещение, популяризация новых авторских методических разработок. Сегодня мы хотим вам рассказать о талантливом психологе, обладателе профессионального педагогического звания «педагог-исследователь» и почётной грамоты Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за профессионализм при проведении онлайн-уроков на телеканалах БСТ и «Вся Уфа», ведущем ряда игровых эмоциональных тренажеров («Kids», «SchoolKids», «NEW WAY») Ирине Сорокоумовой и её авторской методической разработке — метафорических ассоциативных карт (МАК) «Чудо-звери».История создания первых метафорических ассоциативных карт (МАК) связана с идеей «приблизить» искусство к людям, сделать его более доступным вне музеев и выставочных галерей. На сегодняшний день МАК прочно вошли в арсенал не только психологов, но и других специалистов помогающих профессий. Ирина Сорокоумова отмечает, что её первым шагом в освоении этой области знаний стало приобретение МАК «Мастер сказок» автора Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и использование их в работе с детьми. В этом оказалось немало потенциала, так как описывая рисунок выбранной карты, каждый озвучивает свои актуальные мысли, чувства, переживания (визуальный образ), а порой и целую историю. Таким образом, карты становятся своего рода ключиком к внутреннему миру человека. Ирина смогла убедиться в эффективности использования МАК и в скором времени появилась идея создания своей авторской колоды.
СОЗДАНИЕ АВТОРСКОЙ КОЛОДЫ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ (МАК) «ЧУДО-ЗВЕРИ»При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» Ирина Сорокоумова стала замечать, что дети не всегда могут самостоятельно придумать и нарисовать облик загадочного животного. Чаще всего они рисуют образы из компьютерных игр или облик животного, который приводится взрослым в качестве примера при разъяснении выполнения инструкции. Тогда Ирина начала в своей профессиональной деятельности использовать метод, найденный в Интернете. Он заключается в том, что распечатываются облики разных животных черно-белого изображения (удобно для раскрашивания), вырезаются по контору фигуры и разрезаются на части: голова, туловище, хвост. Таким образом, у ребёнка появляется возможность выбрать из всех представленных деталей по одной – одну голову, одно туловище, один хвост. В результате такой работы «рождается» загадочное «Несуществующее животное», а далее ребёнок уже может приклеить его на лист бумаги, разукрасить, придумать животному имя, рассказать о месте проживания и пр.
Спустя несколько лет после использования данного метода, Ириной Сорокоумовой были разработаны метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери».
Вот, что рассказывает автор об уникальности созданной колоды.
Ирина Сорокоумова: «Уникальность разработанных метафорических ассоциативных карт заключается в том, что данные карты разработаны на основе психологического теста «Несуществующее животное» (автор Дукаревич М.З.), имеющего широкое практическое применение и высокий уровень корректности диагностики результатов. МАК «Чудо-звери» можно использовать для достижения эффективного взаимодействия между мамой и ребенком, сформировать у родителей альтернативный взгляд на детей. Широкое распространение и применение МАК «Чудо-звери» для психолого-педагогической работы в ДОУ, ОУ будет способствовать развитию творческих способностей детей без привязки к ранее увиденным обликам животных, а также как одно из дополнительных информативных средств диагностики и коррекции используемых в работе психологов. Особо хочется отметить, что если ребенок проявляет интерес к черно-белому изображению, то можно предложить копии карт, чтобы он смог наклеить их на чистый лист бумаги и разукрасить сам. Так же в таком случае есть возможность дорисовать любые детали, например, нарисовать крылья или еще одну голову, чтобы их было две»
«Чудо-звери» проводилось Ириной Сорокоумовой в течение года. Так, успешно прошел научно-методический семинар по инновационным технологиям дошкольного и начального общего образования, психологических технологий в дошкольном образовании в рамках преемственности ДО и НОО в условиях ФОП ДО, ФГОС ДО (Шабаева Г.Ф), ряд других групповых и индивидуальных занятий и встреч со взрослыми и детьми.
Яркий отклик в работе с детьми Ирина заметила в том, что дети проявляли большой интерес к черно-белому изображению карт. Каждый ребенок, создавший удивительное животное с помощью МАК «Чудо-звери» в черно-белом варианте и самостоятельно его «доработав», всегда задавал один и тот же вопрос: «Я возьму с собой этого зверька?», что, несомненно, свидетельствует о его сильной эмоциональности вовлеченности в процесс.
ПРИОБРИТЕНИЕ АВТОРСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ (МАК) «ЧУДО-ЗВЕРИ»Ирина Сорокоумова отмечает, что на метафорические ассоциативные карты (МАК) «Чудо-звери» авторские права установлены, есть рецензия. Все вопросы по приобретению МАК «Чудо-звери» можно направлять ей в личные сообщения в социальной сети «ВКонтакте»
https://vk.com/id213710726 и тематической группе
Авторские метафорические карты (vk.com) Очные и онлайн встречи с использованием МАК «Чудо-звери» тоже запланированы и обо всех анонсах будет сообщено заранее (встречные предложения от заинтересованных родителей и специалистов также будут приняты во внимание). Ирина открыта к сотрудничеству и воплощению новых творческих идей.
Редакционная коллегия сетевого издания «ФлоринАрта» желает Ирине Сорокоумовой успешной профессиональной самореализации, яркого отклика у заинтересованной аудитории, эффективного применения авторских метафорических карт «Чудо-звери» и их популяризации.