Цель: развитие самосознания, осознание особой взаимосвязи тела и души.
Возраст: подростковый
Описание: Очень хочется, чтобы стремление к гармонии души и тела было для нас не просто красивыми словами, а именно прямым побуждением к действию. Уже давно известно о том, что физическое и душевное здоровье человека тесно взаимосвязано. Далеко не секрет для многих и различные способы лучше (глубже) понимать себя. Так позволим же себе уделить больше внимания тому, что мы чувствуем, как реагирует тело в определённых жизненных ситуациях, какие «ключики» ежесекундно даёт нам в руки сама природа.
ЯЩЕРИЦА (С. Флоринская- Колбасова)
Однажды на лесной поляне появилась ящерица. Очень уставшая с дальней дороги, она тот час заснула под ароматным кустом земляники. Надо сказать, что поляна эта была необычная. Стоило только ранней весной растаять снегу, как она буквально утопала в цветах и ягодах. Все жители леса тогда устремлялись сюда и подолу гуляли, угощались дарами природы. Приходили и странники. Поэтому никто не обратил внимание на незнакомку, а тем временем гостья смогла хорошенько рассмотреть симпатичные ручейки, земляничные горки, цветочные узоры. Ей не доводилось ранее бывать в столь живописном месте.
Дело в том, что родом она была из пустыни, и будучи ещё совсем маленькой ящеркой, узнала о странной особенности своего тела. Кожа постоянно меняла цвет. Предугадать когда это вновь случится и главное почему – не получалось. Окружающие только добавляли переживаний — постоянно удивлялись, спрашивали, иногда смеялись. В конце концов, ящерка решила убежать. Порой она оказывалась настолько далеко от своего дома, что приходилось ночевать под открытым небом или просить кого-то о ночлеге. Так она случайно очутилась на лесной поляне.
— Эй, Вы что-то чувствуете? – неожиданно окликнули ящерицу из зарослей камыша. — Я ничегошеньки не чувствую, абсолютно ни-че-го….Вот какие чувства вызывает, к примеру, ручеек? Надо бы мне посмотреть в блокнотах, дневниках, книгах. Ох, и куда же всё вечно девается?!
Ящерица чуть было опять не убежала, но любопытство взяло над ней вверх. Внимательно присмотревшись, она заметила в зарослях большую улитку, деловито перебирающую содержимое своего домика.
— Почему бы Вам не подползти поближе к ручейку и самой не прикоснутся к воде? – отважилась ящерица проявить инициативу. – Знаете, я из тех мест, где дождь и любые водоемы – редкость. Более того, в чрезвычайно знойные дни в наших краях появляются миражи, так сказать, водоёмы – обманки: кажется, что виднеется озеро, стремишься к нему из-за всех сил, а оно раз и исчезает! Как же чудесно, что у вас можно провести вечер у журчащего ручейка и даже окунуться в нём.
— Пустыня? Миражи? Великолепно! Именно о них у меня сохранились старые записи от моей прапрабабушки! Окунуться в ручейке? Не опасно ли? Надо бы проверить в справочнике, непременно уточнить у родственников, и, конечно – соседей.
Все книги разом высыпались из камышей, получилась невероятная книжная гора! По ней к самой вершине целеустремлённо ползла улитка. Про ящерицу она уже совсем позабыла – куда важней стало найти ответы в домашней библиотеке, да у местных знатоков. Гостья обиделась: «Не справедливо! Меня даже слушать не стали!» И тут краем глаза взглянула на свою кожу — та становилась всё красней и красней, прямо-таки пунцовой. Внезапно вспомнились и другие эпизоды из прошлого: однажды вместе с родителями ей довелось увидеть оазис – волшебное место посреди пустыни, где текут подземные реки, прилетают чудесные птицы, растут красивые деревья. Она испытала немыслимый восторг и думала, что сама превращается в растение – кожа приобрела насыщенный зелёный цвет. А когда не получилось поиграть во дворе со сверстниками и над ней посмеялись – вся почернела…
— Так вот оно что! Оказывается, мое тело постоянно говорит о радости, грусти, обиде, счастье. Говорит о самом важном, моих чувствах! – догадалась ящерица. – Тело всеми цветами радуги предостерегает, помогает, подсказывает – надо лишь вовремя услышать, почувствовать!»
Она прислушалась к своим ощущениям: лишь сильно колотилось сердце; попыталась опять рассмотреть кожу – ничего не видно, ночь. Поблизости доносилось бормотание улитки и шелест переворачиваемых книжных страниц. Ни разу не сомкнув глаз, ящерка с нетерпением ждала рассвета.
И когда, наконец, наступило долгожданное утро, она с трепетом принялась разглядывать кожу, прислушиваться к тому, что ощущает. Ей хотелось скорее научиться замечать волшебную связь между своим телом и чувствами, которые испытывает. Предстояли интереснейшие открытия, и она даже подумать боялась о том, что могла ещё продолжать убегать от самой себя. В общем, жизнь заиграла новыми красками! Только улитки почему-то нигде не оказалось, и лежала всего одна — единственная книга у ручейка… Ящерица, нащупав у себя небольшой мешочек, начала бережно вытаскивать семена из него и вкладывать их между страниц. Она знала, что книга обязательно рано или поздно окажется в домике её новой знакомой — и произойдёт маленькое чудо. Книга оживёт! Волшебный оазис, самые редкие растения пустыни сойдут прямо со страниц, и может тогда улитка испытает особые чувства! Чувства, которых не найти не в одной из её книг.
Ящерица с благодарностью и небольшой грустью оглянулась вокруг – предстоял путь домой.
Обсуждение
После того, как Вы прочтете /расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
– Понравилась ли она ему? Что он отметил для себя?
– Часто ли он обращает внимание на свои телесные ощущения, хорошо ли знает свое тело?
– Приходилось ли замечать особую взаимосвязь между телесными ощущениями и душевными переживаниями (как в момент радости, грусти, волнения реагирует тело)?
– Удалось ли улитке испытать новые, особые чувства?
– В поисках ответов на волнующие ее вопросы улитке больше помогут книги и опыт других (друзей, знакомых) или ей нужно, в основном, опираться на собственный опыт (самонаблюдение)?
– Предложите ребёнку закрыть глаза, прислушаться к своим ощущениям и сказать, где в его теле может «отозваться» радость/грусть/страх и пр.?
– Предложите ребёнку выполнить фотоколлаж (рисунок) на тему: «Мир моего тела и души» (цель: визуализация тех или иных телесных и душевных устремлений/переживаний).
Примечание:
При желании можно попробовать вести своеобразный «дневник». Для этого следует разделить страницу тетради/блокнота на две колонки: «телесные ощущения», «чувства» и регулярно делать соответствующие записи. Пусть это будет всего 2-3 дня, но зато в дневнике найдут отражение даже, казалась бы, «незначительные» детали. При подведении итогов обратите внимание:
— что получилось зафиксировать лучше всего;
— были ли в процессе этого какие-то затруднения;
— было ли такое, что особенно удивило/огорчило/порадовало?
Такого плана упражнения формируют навыка самоанализа, помогают лучше видеть те или иные взаимосвязи (внутренние и внешние), способствуют более целостному восприятию себя как личности.
© С. Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.