Взаимодействие с природными материалами

Песок

Песок — один из природных материалов, хорошо известный каждому с детства. Песок используется в строительстве, при производстве стекла, фаянса и в других сферах нашей жизни.

Если говорить о песке, как о природном материале, взаимодействие с которым помогает гармонизировать наше внутреннее состояние, отреагировать эмоции, снять напряжение, то можно отметить такие направления работы с песком, как песочная терапия, эко-арт-терапия, песочная анимация, творчество.

В эко-арт-терапии, как и в других направлениях, практика начинается с настройки. Одним из упражнений настройки является взаимодействие с различными природными материалами. В данном случае мы говорим о песке. Отметим, что песок — материал сыпучий, способный пропускать воду и накапливать тепло.

Способы взаимодействия с песком:
— Поглаживать песок, набирать его в руки, оценивая, какой он на ощупь: мягкий, сыпучий, сухой, влажный, теплый, холодный. Важно оценить, приятен ли он вам на ощупь, комфортно ли вам с ним взаимодействовать.
— Пересыпать песок из руки в руку, сыпать из двух ладоней, перетирать между ладонями, зарывать руки в песок.
— Поглаживать песок ладонями и пальцами вдоль, поперек, по кругу, смотреть какие узоры остаются на песке, искать в них определенные образы.
— Рисовать узоры пальцами, веточками, камушками, стирать их, рисовать новые.
— В конце можно создать небольшую инсталляцию, с использованием песка и других природных материалов, которые есть под рукой. Создание инсталляции может быть также отдельной и более глубокой практикой, например, создание «Места силы», «Сада души», «Места спокойствия» и других ресурсных мест.

Дерево

Дерево — один из природных материалов, который широко используется в строительстве, изготовлении предметов домашнего быта, декора, украшений и в других сферах нашей жизни.

Дерево, как образ широко используется в различных направлениях арт-терапии и смежных направлениях. Его рисуют, лепят, создают коллажи, фотографируют, используют в метафорических картах, телесных и танце-двигательных практиках.

В эко-арт-терапии мы не только используем образ дерева, но и работаем с ним, как с природным материалом. Если говорить о экологичном использовании природных материалов, не наносящем вред природе, здесь можно брать: кору, спилы, ветки со старых поваленных деревьев, либо после обновления кустов и деревьев на дачных участках. Можно взаимодействовать с изделиями из дерева: бусинами, подставками под горячее, деревянными тарелками, рамами, шкатулками. Хорошо, если они будут минимально обработаны.

Потрогайте, оцените на ощупь (лучше с закрытыми глазами):
— Разные виды живых растущих деревьев: рябина, берёза, дуб, клён. Оцените разницу в этих ощущениях, отметьте, кора какого дерева была для вас наиболее приятной на ощупь. Почему?
— Кору старого спиленного/поваленного дерева. Что вы ощущаете? Есть ли разница между ощущениями при взаимодействии с живым деревом?
— Верхнюю часть пня (спил). Насколько он отличается от коры по ощущениям?
— Любые деревянные поверхности, лучше не обработанные.
— Изделия из дерева: бусины, шкатулки и т.д.

Отметьте, с чем наиболее приятно было взаимодействовать, что более приятно на ощупь, какие чувства и ощущения возникали внутри.

Помните, что мы можем не только тактильно исследовать материал, но оценить его визуально (оценить цвет дерева, необычность рисунка, структуры поверхности), а также с помощью обоняния.

Вода

Вода один из важнейших природных элементов. В эко-арт-терапии мы часто работаем с образом воды. Кроме того, взаимодействие с водой можно использовать, как практику настройки.

Как мы можем взаимодействовать с водой:
— Подставить руку/руки под струю воды. Оценить ее температуру, силу/мягкость, с которой она льется на руки, ощущения при соприкосновении с водой. Это может быть струя из крана, лейки, ковшика, шланга, при этом ощущения будут разные. В природной среде это могут быть небольшие водопады, это совсем другие ощущения. Есть места, где водопад позволяет встать под него и почувствовать поток всем телом. Это неоценимый опыт.
— Погрузить руки в воду. Это может быть таз с водой (или любая другая ёмкость), либо водоём: пруд, озеро, река, ручей, море. Здесь также будут совершенно разные ощущения. При погружении лучше закрыть глаза, чтобы оценить всю палитру чувств.
— Взаимодействие с кусочком льда.
— Визуальной наблюдение за кипящей водой, текущей или падающей водой, водой в спокойном состоянии, тающим льдом.

При любом взаимодействии мы стараемся отследить свои эмоции, чувства, ощущения в теле, приходящие мысли, образы, ассоциации. Можно записать их, а в дальнейшем использовать для практической работы с образом воды.

Опилки

Опилки — разновидность измельчённой древесины, частицы образующиеся после пиления. Опилки не обязательно делать самим, из можно приобрести, например, в зоомагазине.

Хоть опилки и относятся к такому природному материалу, как дерево, с ними можно взаимодействовать, как с песком:
— Прятать руки в опилках (а также мелкие игрушки, «сокровища»);
— Пересыпать из руки в руку. При этом опилки будут вести себя иначе, чем песок;
— «Ходить» по опилкам пальцами, оставляя углубления, оставлять отпечатки рук;
— Перетирать опилки пальцами, ладонями;
— Поглаживать опилки, рисовать на них узоры;
— Сжимать опилки одной/двумя руками;
— Можно встать в тазик с опилками, либо на поверхность, посыпанную опилками и оценить ощущение в стопах.

Очень интересно сравнить «поведение» песка и опилок, свои ощущения при взаимодействии с ними.

Опилки можно использовать при создании мандал, инсталляций, эко-троп, а также для различных тактильных игр.

Камни

Расскажем о таком материале, как камни. Символически камни означают стабильность, надежность, опору, нерушимость. С камнями можно работать в качестве настройки, а также использовать в различных техниках и упражнениях.

В работе можно использовать гальку, гравий, различные породы минералов.

Способы взаимодействия:
— Исследовать камень тактильно: погладить, потереть пальцами, погреть в ладонях. При этом стоит оценить, приятно ли вам такое взаимодействие, каков камень на ощупь (твердый, шершавый, гладкий, холодный, теплый, острый, легкий, тяжелый).
— Можно взять горстку небольших камней, греть в руках, перекладывать из руки в руку, сыпать камни на разные поверхности: песок, землю, воду, траву. Как они себя ведут?
— Исследовать камень/камни визуально, оценить оттенки, одного ли цвета камень или с различными вкраплениями, матовый или глянцевый. Приятен ли он вам по внешнему виду?
— Можно построить небольшую башню из камней, почувствовать насколько устойчива эта башня, как соотносится ее устойчивость/неустойчивость с вашими жизненными обстоятельствами.
— Оценить с каким чувствами, состояниями ассоциируется у вас тот или иной камень.

Психолог, арт-терапевт Наталия Гордина

 


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

© ФлоринАрта. Арт-терапия для детей и взрослых.
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.
e-mail: florinarta@mail.ru