Одной из форм арт-терапии является пассивная арт-терапия. В ней мы работаем уже с готовыми произведениями искусства, в то время как при активной — сами становимся творцами. Обе формы в целом эффективны, особенно, когда применяются комплексно, в сочетании друг с другом.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с возможным ходом работы с картинами, иллюстрациями, фотографиями.
В такой работе могут принимать участие как взрослые, так и дети, её можно использовать в качестве семейного досуга.
Такая деятельность способствует:
— развитию самосознания;
— снятию психоэмоционального напряжения;
— гармонизации личности и детско-родительских отношений.
При желании доступна, в том или ином виде, фиксация ответов- для их лучшего анализа, к ним позже можно вернуться и переосмыслить. Но и просто подобное путешествие без детального разбора, когда словно плывёшь по волнам ассоциаций, способно приоткрыть завесу над некоторыми аспектами своей жизни, не говоря уже о том, что сам по себе этот процесс оказывает гармонизирующее воздействие на человека.
ХОД РАБОТЫ
Материалы: подборка картин/иллюстраций/ фотографий (не меньше 6-8)
– Постарайтесь, чтобы на время этой деятельности, вас ничего не отвлекало, было достаточно свободного времени.
– В зависимости от того, кто именно будет принимать участие в этой деятельности – ребёнок, взрослый, или они вместе, отбирать материал нужно соответствующим образом.
Если речь пойдёт о ребёнке, принципиальное значение имеет возраст, так как уровень восприятия художественного материала от него сильно зависит. Главным критерием становится доступность (лёгкость) восприятия. Для взрослых же, при выборе материала, имеет смысл больше опираться на сам тематический компонент, чем на уровень сложности.
– Когда выбор осуществлён, разложите материал так, чтобы его было хорошо видно. Если, скажем, картин/иллюстраций/фотографий оказалось слишком много – выберите среди них только наиболее привлекательные для вас и разместите соответствующем образом.
– Итак, перед вами серия картин/иллюстраций/фотографий. Обратите внимание на сюжет, цветовое решение. Какие ассоциации, мысли возникают, глядя на них вместе? Хочется ли их все оставить или что-то убрать?
– Выберите из представленных картин/иллюстраций/фотографий одну, которая импонирует вам больше всего. Что именно в ней привлекло? Какие вызывает ассоциации? Дайте название.
– Представьте, что у вас есть возможность переместиться в какую-то определенную часть этой иллюстрации/картины/фотографии, в каком её месте вы бы хотели сейчас оказаться или во что воплотится (какой изображённый объект)?
Дополнение: Если речь идёт о ребёнке, можно, к примеру, сказать: «представь, что на свете есть волшебница и она сейчас может тебя перенести в любую часть этой иллюстрации. Куда бы ты хотел попасть? Закроем глаза, посчитаем до трёх, а когда откроем – окажемся в выбранном тобой месте!»
– Теперь вы уже внутри этой иллюстрации/картины/фотографии, в выбранном вами месте. Оглянитесь, расскажите небольшую историю об этом месте и что с него открылось вашему взору, мы можете там «гулять», дотрагиваться до каких-то предметов и пр.
– Представьте, что в этом месте можно загадать какое-то тайное желание. Что это будет за желание? Возьмите иллюстрацию в руки, поднесите ближе к лицу и прошепчите это желание.
Дополнение: Если Вы с ребёнком для переноса в иллюстрацию использовали особый ритуал. Например, в данном случае, мы считали до трёх. Обязательно применяйте этот же ритуал при возвращении домой, т.е. попав в волшебную среду (иллюстрацию), не забывайте выйти из неё тем же образом.
— Если бы эта иллюстрация могла бы говорить, чтобы она вам сказала (пожелала/спросила) ? Чтобы вы сказали ей?
ПРИМЕЧАНИЕ
– При желании можно выразить свои впечатления от проделанной работы в виде рисунка
– В ситуации, когда нет возможности подобрать материал в необходимом количестве, можно ограничиться одной картиной/иллюстрацией/фотографией, которая есть в наличии. Общий принцип работы остаётся прежним.
Светлана Флоринская-Колбасова
Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51
Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.