Папа сказал: «Дай ему сдачи!»

В ходе различных  встреч с родителями – будь это индивидуальные или групповые консультации, семинары не раз вставал действительно очень животрепещущий вопрос: если ребёнка  толкнул или ударил сверстник, следует ли УЧИТЬ  его давать  сдачи?  На этот счёт есть множество мнений,  их наверно столько же, сколько и самих конфликтных ситуаций. Но сейчас мне хотелось бы коснуться этой темы не с позиции психолога, а скорее просто как мамы. Хочу поделиться с вами историей, которая  сегодня произошла у нас с сыном   на прогулке.

  Когда мы пришли на детскую площадку, то увидели, в принципе, обычную и знакомую многим родителям, сцену. Ребёнок (на вид лет трёх) не хотел уходить  с площадки, сидел на небольшом  каменном шаре и горько плакал, в то время как папа делал вид, что уходит без него домой. Мой сын  (ему 5 лет)  заволновался, принялся бегать вокруг него, пытался уговорить мальчика скорее спуститься вниз (ведь папа вот-вот уйдёт!). Мои слова о том, что малыша никто не бросит, более того, папа стоит воооон за теми кустами, чуть поодаль, подействовали не достаточно убедительно.  И в какой-то момент, сын потянул за ноги ребёнка и тот съехал на землю. От неожиданности испугались и тот, и другой. Оба зарыдали. Я помогла малышу подняться, и он тот час убежал к папе, то есть, объясниться дети друг с другом не успели. Зато последовало другое продолжение этой ситуации.

Пока я, успокоив своего ребёнка, объясняла ему, что ни в коем случае нельзя стягивать других детей с горок и других возвышений, к нему, откуда не возьмись, подбежал  «пострадавший» и ударил  в живот, правда, не удержавшись на ногах, вновь свалился. Расстроился ещё больше,  подскочил и исчез также быстро, как и появился. Через пару минут   вернулся —  постоял немного и вновь побежал на  сына как бык на корриде. В этот момент я остановила его и спросила:

 — Скажи, мне, пожалуйста, что ты сейчас хочешь сделать?

Мальчик, глотая слёзы, пробормотал:

 — Папа сказал, чтобы я дал сдачи!

Наконец получилось объясниться. Сын сказал, что не хотел обижать,  а хотел помочь. Боялся, что тот без папы на площадке останется. Мы  вместе сожалели о том, что всё так неудачно вышло, а после подошли с этими же словами и к папе мальчика.

На этом сама история завершилась, а вот осмысление всего в полной мере наоборот только началось. Да, много вопросов к самой себе, ответы на которые я, скорее всего, буду искать не один вечер. Ну, а с сыночком мы посидели на скамейке и ещё раз поговорили о том:

— как важно не принимать серьёзных решений сгоряча, не разобравшись   в ситуации;

— почему не следует злиться раньше времени на другого человека, пока хотя бы не спросил  его – а почему ты так поступил?

— ну, и конечно, быть внимательным в своих действиях. Помнить, что даже с добрыми  намерениями можно причинить вред.

© Светлана Флоринская-Колбасова


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51

Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.