Целительная арфа / Интервью с мастером по изготовлению кельтских арф / Сергей Онищук

|

 

Здравствуйте, дорогие читатели!

У нас в гостях интересный и талантливый человек, мастер по изготовлению кельтских арф – Сергей Онищук.

Сергей Онищук родился и вырос в Украине, в городе Ковель (Волынская область). В 2014 году уехал в Россию. В настоящее время живёт и работает в Калининграде.  Сергей имеет высшее музыкальное образование, по профессии дирижёр и преподаватель по классу гитара, но отмечает, что давно уже его основная деятельность связана с изготовлением арф.

И сегодня мы приглашаем вас в закулисье и предлагаем послушать о рождении одного из самых удивительных музыкальных инструментов — арфы.

 Сетевое издание «ФлоринАрта»:  Сергей, можно сказать, что нас познакомила изготовленная Вами арфа, точнее, малютка-арфочка, как Вы с нежностью именовали её. На просторах Интернета нами была найдена её фотография, которая впоследствии украсила одну из тематических публикаций. Расскажите, пожалуйста, о создании этой арфочки.

Сергей Онищук: Начинал я своё арфостроение с больших арф, но потом ко мне стали поступать запросы от арфистовне мог бы я сделать какую-то арфу поменьше, потому что люди на каникулы и в отпуска уезжают на море, на дачу и везти с собой большой инструмент не  всем представляется возможным, потому что это габаритно, тяжело и рискованно. А заниматься в период любых каникул или отпуска нужно. И вот мной была разработана такая малютка, про которую я шутя говорю – бросил на дно чемодана и поехал отдыхать на курорт. Вот именно для дальних путешествий или для отдыха  с друзьями на природе и была разработана такая малютка-арфочка.



— Арфа, как символ, необычайна многогранна. С ней связана богатая история. Это, наверное, один из немногих музыкальных инструментов, упоминание которого рождает целую вереницу ассоциаций. А что значит арфа для Вас? Как Вы пришли в эту сферу деятельности? С чего всё началось?

Я много лет был подмастерьем у своего отца. Мой отец покойный, Царствие ему Небесное, Пётр Филиппович Онищук. Он занимался ремонтом всех деревянных музыкальных инструментов: и скрипок, и балалаек, и гитар, и контрабасов. И я у него в мастерской всегда помогал ему, работал вместе с ним. Но в один прекрасный момент, моя жена мне приоткрыла тайну в том отношении, что, когда она была маленькая и поступала в музыкальную школу, её прослушали и взяли – у неё был хороший слух, хорошее чувство ритма. И поинтересовались:  — «На каком инструменте, девочка, ты бы хотела бы научиться играть?». Моя жена выразила желание играть на арфе, но там был маленький городок и на тот момент, да и сейчас, не было арф. И, соответственно, она выбрала фортепиано и стала пианисткой. Но в 2009 году она мне призналась в том, что всё равно у неё  осталось желание научиться играть на арфе.  И вот я с пол-года бороздил просторы Интернета, познакомился с арфистами, с музыкальными мастерами, кто бы мог мне помочь в этом вопросе и где-то через год была создана первая арфа для моей жены.

Сергей, Вы являетесь мастером по изготовлению кельтских арф. Могли бы пояснить, в чём заключаются особенности этого типа арф?

Если поточнее, то, наверное, все-таки не кельтская, а  рычажная арфа. Просто более распространенный  термин —  кельтская арфа. В этих арфах  переключение полутоновых звуков происходит руками с помощью рычажков.  У  классических арф  система более сложная и переключение производится с помощью ног, для  чего имеется несколько педалей.

— Согласны ли Вы с тем, что частица душа мастера живёт в каждом созданном им инструменте?

Я сказал бы даже больше, если человек с любовью относится к своему ремеслу, то частица его души находится в каждой вещи, изготовленные его руками, будь то тапочки или табуретка. Ну а уже если мы говорим о музыкальном инструменте, то тем более. Когда я отдаю  заказчикам  изготовленные мною инструменты, то отдаю их не то чтобы с болью, но с грустью, потому что, действительно, ты вкладываешь в инструмент всего себя, это твое детище. И если какая-то другая вещь может быть применима на практике или радовать глаз, то музыкальный инструмент имеет душу. Хотя напрямую, конечно, так сказать нельзя, душу имеют живые существа, но в определённом понимании, всё-таки музыкальный инструмент имеет душу. И он должен не просто издавать звуки, а издавать звуки благозвучные, которые бы ласкали и умиляли слух человека. Поэтому приходится вкладывать в изготовление музыкального инструмента помимо физической работы, много умственной и душевной.

— Мы знаем, что к Вам обращаются заказчики со всей России. Расскажите, пожалуйста, историю самого неожиданного для Вас сотрудничества?

Есть такая арфистка Надя Айна. Она живёт в Нижнем Новгороде. Это моя знакомая арфистка и она стала в некотором отношении моей музой. Она долго меня агитировала сделать такую арфу, чтобы внешне она была похожа на классическую педальную арфу. Мы много раз обговаривали все нюансы, она мне задала определённые размеры этой арфы. И я начал над ней работать. Но потом, ближе к окончанию работы я решил сделать для неё сюрприз и сверху на арфе сделал увеличенную корону, которая венчает эту арфу. Радостный, закончил изготовление инструмента и уже собирался его отправлять, но потом оказалось то, что она не может принять эту арфу, поскольку специально задавала размеры, чтобы арфа помещалась в её автомобиль для транспортировки.  И не менять же человеку автомобиль, если я увеличил размеры на несколько сантиметров. Пришлось мне эту арфу выставить на общую продажу, а для неё сделать ещё такую же, но уже с меньшими размерами. Вот такое было интересное сотрудничество.

— Иной раз трудно определиться с тем, звучание какого музыкального инструмента тебе ближе. Это зависит от многих факторов, в том числе, от настроения. Важно ли для себя «найти» любимый музыкальный инструмент хотя бы на тот или иной период жизни? Можете ли сказать, что именно арфа у Вас самый любимый музыкальный инструмент?

Сейчас, наверно, это арфа. Хотя раньше была гитара, я сам по образованию гитарист. Есть многие духовые музыкальные инструменты, которые мне нравятся, фортепиано, орган. Но самое интересное то, что можно найти статистику о продолжении жизни музыкантов. Так вот арфисты, они живут практически дольше других музыкантов. Это очень о многом говорит и можно по этому поводу написать не одну статью. Но могу однозначно сказать, что струнные инструменты очень хорошо влияют на душу человека, его психику – умиротворяют, успокаивают. В некоторых странах, например, в Японии, даже практикуют исполнение музыки на арфах в палатах родильных домов. Прямо в палатах, где много младенцев, профессиональные арфисты садятся и играют музыку. Я считаю, что это говорит об очень многом.

— Чтобы бы Вы посоветовали нашим читателям, которые хотели бы для себя открыть удивительный мир Арфы?

  По поводу советов сложно что-либо сказать наверняка.  Надо знать каждого вашего читателя, чтобы можно было ему что-то посоветовать. Могу посоветовать, как, наверное, и многие посоветовали бы на моем месте — слушать хорошую арфовую музыку, потому что на любом музыкальном инструменте можно играть самую разную музыку. Благо сейчас в интернете есть много всего, и поиск не составляет большой проблемы.  Так что, желаю всем крепкого здоровья как морального, так и физического и слушать не только арфовую музыку, но и любую другую, и обязательно хорошую, ведь  музыка имеет хорошее действие на душу человека,  если это музыка хорошая. Надо быть очень разборчивым во всем-  не только в людях и в еде, но и в искусстве. Всего доброго!


Сергей Онищук, мастер по изготовление кельтских арф, сайт http://worldharp.net/

Светлана Флоринская-Колбасова, главный редактор сетевого издания «ФлоринАрта»

www.florinarta.ru


Мы в социальных сетях


Финалист Всероссийского конкурса интернет-проектов “Позитивный контент 2017” в номинации “Лучший сайт для детей
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру

Сетевое издание «ФлоринАрта», 16+
Регистрационный номер ЭЛ ФС №77-80818. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор: Флоринская-Колбасова Светлана Владимировна
эл.почта редакции: florinarta@mail.ru
телефон редакции: 8(911)216-61-51

Все права защищены. Любое копирование, публикация, перепечатывание материалов без гиперссылки на www.florinarta.ru запрещены.